2016/2017

Иновационный проект 

«Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия»

Актуальность данного инновационного проекта обусловлена тем, что в настоящее время общепризнанным является факт снижения у молодого поколения читательской грамотности. Это имеет масштаб общемировой тенденции, что является тревожным явлением в обществе, где чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым.

На рубеже веков кардинально изменилось информационное пространство. «Опыт освоения компьютерных и информационных технологий сказывается на характере читательской деятельности, ведет за собой качественные изменения в самом процессе чтения…», восприятия информации в разных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, таблица, формула и т.д.).

Образовательная практика свидетельствует о том, что учащиеся трудно справляются с заданиями, требующими «соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла», то есть «задача учить понимать, анализировать, объяснять текст в знакомой ученикам и незнакомой ситуациях» остается по-прежнему актуальной.

Это подтверждается результатами республиканского мониторинга в 2014/2015 учебном году изучения уровня сформированности у учащихся читательских умений, которые позволяют сделать вывод о том, что «больше половины учащихся не владеют чтением в такой степени, чтобы использовать его как средство успешного обучения. «... в среднем 15% пятиклассников и 35% восьмиклассников имеют – трудности при выполнении заданий, в которых требуется найти информацию, заданную в явном виде; значительная часть пятиклассников (в среднем 60%) и восьмиклассников (в среднем 70%) не справляются с заданиями, в которых требуется интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание».

Подтверждением важности формирования и развития читательской компетентности является и тот факт, что одним из трех критериев оценки образовательных достижений учащихся, выступающих основой международной программы PISA (Programme for International Student Assessment) является грамотность чтения как способность человека к пониманию, использованию, размышлению и взаимодействию с письменными текстами для достижения своих целей. В 2018 году планируется участие в таком мониторинге и наших детей.

Предполагается, что благодаря внедрению модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия повысится качество образовательного процесса, ориентированного на формирование ключевых компетенций.

Иновационный проект «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия»


 Семинары

Участниками проекта стали учащиеся  7-х классов и 13 педагогов разных учебных предметов.

Для повышения профессионального уровня педагогов организована работа постоянно-действующего семинара  «Эффективные приемы формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения учебному предмету» (рамках данного семинара проведено два занятия);

- прошел теоретический семинар «Основы технологии критического мышления» (октябрь 2016 года);

- проведено инструктивно-методическое совещание по ведению дневников педагога-инноватора (ноябрь 2016 года);

- проведен тренинг «Приёмы развития технологии критического мышления в контексте читательской грамотности» (январь 2017 года).

Для совершенствования профессиональной компетентности педагогов в контексте формирования и развития читательских умений учащихся использовались возможности формального и неформального образования:

- за текущий учебный год прошли дистанционные курсы «Медиаэкспресс» и «Медиа@урок» 6 учителей-участников проекта (до этого 14 учителей прошли эти курсы), что позволило расширить представление педагогов о видах медиаинформации, о ее свойствах и образовательных возможностях; изучить язык медиа, вооружить методическим инструментарием, позволяющим осуществить интеграцию медиаинформации в образовательный процесс,совершенствовать методические компетенции в развитии критического мышления учащихся на основе использования медиатекстов в соответствии с содержанием образовательной деятельности.

- Ярошевич Н.С. и Пашкевич С.Л. прошли обучающие курсы в Академии последипломного образования «Инновационные технологии – учреждениям образования: логико-структурный подход в управлении проектной деятельностью»;

- Пешко Н.Ф. – обучающие курсы «Формирование читательской грамотности учащихся на учебных занятиях»;

 -делились опытом по вопросам формирования и развития читательской грамотности  на районной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании» Невдах И.М. (Диплом 1 степени) и Пашкевич Ж.И. (Диплом 2 степени);

- Храпицкая Т.А приняла участие в семинаре «Компетентностный подход в обучении», мастер-классе «Составление практико-ориентированных задач для уроков математики».

В течение учебного года педагоги и учащиеся имели возможность принять участие во многих районных и областных конкурсах и олимпиадах, что предполагало непосредственную работу со многими источниками информации, формирование умений извлекать необходимую информацию,  интегрировать и интерпретировать ее.

В рамках методической недели «Современные подходы в обеспечении качества образовательного процесса» педагогами  школы проведены уроки и мероприятия, где были продемонстрированы формы и приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности. В планы работы школьных учебно-методических объединений  были включены вопросы читательской грамотности, что свидетельствует об актуальности данной проблемы для педагогов разных учебных дисциплин:

-ШУМО учителей русского языка и литературы «Развитие читательской культуры учащихся в процессе изучения художественных текстов на уроках русской литературы»;

- ШУМО учителей белорусского языка и литературы «Формирование читательских умений в процессе преподавания белорусской литературы»;

-ШУМО учителей математики «Формирование информационной компетенции учащихся 7-х классов на примере изучения линейных уравнений»;

-ШУМО учителей истории «Формирование читательской грамотности, информационной компетенции учащихся на учебных занятиях по истории и обществоведению»;

-ШУМО учителей биологии «Формирование читательской грамотности учащихся на учебных занятиях по биологии»;

-ШУМО учителей начальных классов «Использование информационных технологий на уроках математики в начальной школе»;

-ШУМО воспитателей группы продленного дня «Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продленного дня»;

-на базе нашего учреждения прошло заседание районного учебно-методического объединения учителей 1-2 классов по теме «Современные подходы к проведению уроков внеклассного чтения на 1 ступени общего среднего образования», в рамках которого на высоком уровне прошли уроки внеклассного чтения Яхновец М.Г., Пинчук И.Н., Строк В.С.

- Невдах И.М выступила с мастер-классом  «Разработка методических приемов и дидактических материалов к урокам внеклассного чтения по формированию умения работать с художественными текстами». Все это  содействовать повышению уровня профессиональной компетенции педагогов в решении вопросов формирования читательской грамотности учащихся на учебных предметах.  

Эта деятельность свидетельствует о том, что педагоги активно включились в работу по повышению профессионального уровня.

Для определения траектории развития читательских умений учащихся и с целью определения уровня  их познавательной деятельности

- на основе таксономии, созданной американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом,  была составлена и проведена диагностика учащихся 7-х классов, Эта диагностика показала завышенные самоценки учащихся: из 89 респондентов 59 отнесли себя  к высокому уровню познавательной деятельности (практическая работа по предложенным заданиям показала результат намного ниже: к высокому уровню можно было отнести выполненные работы лишь 10 учащихся, к среднему -32, следовательно, на  низком уровне выполнены работы 47 учащихся, то есть чуть больше половины семиклассников с заданиями почти не справились)

- анкета «Какой я читатель». Здесь детям надо было оценить свою работу над читаемым текстом. После анализа надо было выявить активных читателей. Анкета показала, что очень хороших читателей набралось 17 учащихся, средний уровень имеют 32 учащихся, остальным учащимся необходимо улучшать умения читать.

Анкета "Хороший ли я читатель?

Опрошено 82 учащихся

Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов: 

12 баллов – очень хороший читатель;

6 баллов – средний уровень;

Менее 6 – надо улучшать умения читать

- мониторинг читательских умений по тексту Национального института образования «Граффити». Результаты показали, что дети стали свободнее ориентироваться в тексте, но лучше всего у них получается находить информацию, данную в явном виде. Дети испытывают большие трудности, когда надо сформулировать свою мысль или подтвердить ее информацией, которая дана в тексте неявно.

Эта проблема прослеживается на всех учебных занятиях. Поэтому формирование читательской грамотности должно осуществляется на всех ступенях образования и на всех учебных предметах.

- письменный опрос  «Книга в моей семье»;

Анализ анкеты показал, что  нет у родителей и детей общего досугового чтения. А ведь формирование читательских интересов – это задача и семьи. Только вместе мы сможем воспитать грамотного читателя.

- педагогический совет «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия» (август, 2016 года), педагогический совет (29.03.2017) «Совершенствование  профессиональной компетентности педагогов в контексте формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения учебным предметам». Все педагоги-участники инновационного проекта рассказали о приемах формирования читательской грамотности учащихся на учебных предметах.

С целью информирования о ходе реализации проекта популяризируем опыт коллег через средства массовой информации, выступления на педагогических советах, методические выезды и т.д. Материалы А.Н. Лозицкой, руководителя проекта, печатаются в методических журналах и газетах: статья «Активная оценка – активный учащийся», «Быць правадыром у краіне даступных ведаў», «Кіраваць атмасферай», «Адчуванне шчырасці» (Настаўніцкая газета), публикация «Медыяадукацыя для медыяграматнасці» (научно-методический журнал «Народная асвета»).