2017/2018

Реализация инновационного проекта

в 2017/2018 учебном году

Для повышения профессионального мастерства учителей продолжает работать постоянно-действующий семинар «Эффективные приемы формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения учебному предмету». В рамках данного семинара проведено три занятия: «Основные способы повышения качества образования средствами информационных технологий» (ноябрь 2017 года), «Особенности использования контекстных задач, как средства реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов» (январь 2018 года), «Компетентность учителя – основа успешного формирования компетенций учащихся» (март 2018 года).

На инструктивно-методических совещаниях обсуждались вопросы«Ведение документации участника инновационной деятельности», «Организация сетевого взаимодействия участников инновационного проекта».

Кроме того, взаимодействие участников проекта с педагогами-инноваторами из других учреждений в сетевом сообществе «Читатель в сети» на Google+ способствует формированию единых представлений о теоретических и практических основах модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия.

В течение года педагогами-инноваторами разработаны методические рекомендации по формированию читательской грамотности, памятки «Работа с не сплошными текстами», «Чтение алгоритмов». Учащимися разработаны алгоритмы «Как читать таблицы и графики», «Способы сворачивании и разворачивания текста».

Информирование участников проекта осуществляется через школьный сайт, сетевые сообщества «Читатель в сети» (Google+), «Медыяадукатар» (Google+, Facebook), школьную группу «Инновационный проект» (Google+), персональную электронную почту, а также официальный сайт Академии последипломного образования и национальный портал www.adu.by.

Опыт педагогов распространялся через средства массовой информации, выступления на педагогических советах, методические выезды, участие в работе школьных, районных учебно-методических объединениях, научно-практических конференциях, участие в конкурсах, семинарах, на повышении квалификации в учреждениях дополнительного образования взрослых в Академии последипломного образования и Брестском областном институте развития образования, при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист».

Для определения траектории развития читательских умений учащихся и с целью определения уровня их познавательной деятельности проведена диагностика читательской грамотности у учащихся 8-х классов по сплошному и несплошному текстах. Эта диагностика показала положительную динамику в сравнении с результатами диагностики прошлого года: к высокому уровню можно отнести работы 19,8% (было 19,4 %)учащихся, к среднему – 50% (было46%), на низком уровне были выполнены работы 30,2% (было 34,6%) учащихся. Промежуточное анкетирование восьмиклассников в марте показало следующую динамику: высокий уровень читательской грамотности продемонстрировали 20% учащихся (+0,2%), средний – 57% (+7%), низкий – 23% (–7,2%).Но по-прежнему остаются проблемой для учащихся задания, где требуется обобщить и интерпретировать информацию, а также работа с несплошными текстами оказалась для них более трудной.

Для исследования динамики формирования уровня компетентности учащихся 8-х классов был применен школьный тест умственного развития. Исследовались общая осведомленность, которая позволяет судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия, умение устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения, нахождение правила построения числового ряда.

    По итогам исследования получен результат: из 78 учащихся наиболее успешным оказался 1 человек, близких к успеху – 11 учащихся (в прошлом учебном году исследование показало 8 учащихся), средних к успеху – 38 учащихся (было 32 учащихся), следовательно, малоуспешных и неуспешных оказалось 28 учащихся (было 37 учащихся). Результаты диагностики позволяют сделать вывод о средней общей осведомленности (более 50%), о среднем и достаточном уровне развития умений устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения, находить правила построения числового ряда. Результаты диагностического исследования свидетельствуют об эффективности инновационной деятельности в учреждении образования.

Для снятия педагогических затруднений в полной мере используются возможности формального, неформального и информального образования:

Тема мероприятия

ФИО педагога

1.

Семинар «Выкарыстанне веб-квест тэхналогіі ў рабоце настаўніка-прадметніка»

Носкевич Н.Д.

Личевская А.А.

2.

Дистанционный курс «Активная оценка – новая стратегия обучения»

Романюга Н.В.

3.

Дистанционное курсы «Интерактивное видео»

Олейник А.В.

4.

Дистанционное курсы «Визуализация как способ развития учебно-познавательных и цифровых компетенций»

Олейник А.В.

5.

Вебинар «Постановка вопрсов»

Олейник А.В.

6.

Семинар «Формирование читательской грамотности учащихся»

Носкевич Н.Д.

Личевская А.А.

7.

Мастер-класс «Использование веб-квестов на уроках литературы»

Носкевич Н.Д.

Личевская А.А.

8.

Стажировка по проблемам современного образования (Вильнюс, Литва)

Лозицкая А.Н.

 

В соответствии с задачами учреждения образования на учебный год и в рамках реализации проекта проведены тематические заседания педагогического совета «Об организации инновационной деятельности «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия» в 2017/2018 учебном году» (август, 2017 года), «О создании эффективной модели профессионального роста педагогов в учреждении образования» (январь, 2018), «О развитии актуальных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности посредством персонизации обучения» (март, 2018), что позволило скорректировать деятельность педагогов-инноваторов и представить промежуточные результаты реализации проекта.

Трансляция опыта педагогов-инноваторов осуществлялась через сетевое общение, школьные и районные учебно-методические формирования, районную научно-практическую конференцию, районные методические выезды (по приглашению учреждений образования), проведение занятий для слушателей повышения квалификации в Брестском институте развития образования, Академии последипломного образования, публикации в научно-методической литературе. Был обобщен опыт А.Н.Лозицкой, учителя русского языка и литературы, на тему «Формирование читательской грамотности учащихся средствами медиаобразования на уроках русской литературы» при прохождении аттестации на присвоение квалификации «учитель-методист» и Н.С.Ярошевич, учителя русского языка и литературы, «Использование активных методов и приемов для формирования читательской компетентности учащихся на уроках русского языка» при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В апреле планируется обобщение опыта учителей белорусского языка и литературы, участников инновационного проекта, при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.

 

Распространение сформированной инновационной практики

 

Тема мероприятия

ФИО педагога

1

ИМС для учителей истории района «Медиаобразование на уроках истории и обществоведения»

Лозицкая А.Н.

2

Международная ярмарка педагогический инноваций и проектов «Формирование читательских компетенций средствами медиаобразования» (г.Дзержинск)

Лозицкая А.Н.

3

Обучающие курсы в АПО «Сопровождение и поддержка учащихся в информационной среде»

Лозицкая А.Н.

4

Курсы ИРО г.Пинск «Формирование читательских компетенций средствами медиаобразования»

Лозицкая А.Н.

5

Первая белорусская конференция «Образование для будущего» в рамках международного проекта EdCamp, г.Минск

Лозицкая А.Н.

6

Творческая группа учителей русского и белорусского языка и литературы. Занятие «Формирование читательской грамотности учащихся»

Лозицкая А.Н.

7

Районный постоянно действующий семинар «Медиаобразование как средство формирования медиа»

Лозицкая А.Н.

8

Обучение на МООК «Смешанное обучение: образовательные модели»

Лозицкая А.Н.

9

Мастер-класс «Планирование курса в смешанном обучении»

Лозицкая А.Н.

10

МООК «Использование онлайн-курсов для непрерывного самообучения» в рамках международного проекта «Маршрут в будущее»

Лозицкая А.Н.

11

Районное учебно-методическое объединение учителей математики. Урок «Логарифмическая функция. Свойства и график логарифмической функции»

Храпицкая Т.А.

12

Конкурс риторического мастерства среди педагогов «Души прекрасные порывы»

Корольчук М.В.

Ярошевич Н.С.

13

Районное учебно-методическое объединение заместителей директоров по учебной работе. Урок «Типы химических реакций» (решение контекстных задач)

Олейник А.В.

14

Мастер-класс для учителей района «Организация исследовательской деятельности»

Олейник А.В.

15

Творческая группа учителей химии «Контрольно-измерительные материалы по химии в 10 классе»

Олейник А.В.

16

Открытое мероприятие ко Дню родного языка «Таямніцы роднага языка»

Носкевич Н.Д.

17

Открытый урок «Неполные квадратные уравнения»

Шабунько А.Н.

18

Районное учебно-методическое объединение заместителей директоров по учебной работе. Мастер-класс «Актывізацыя пазнавальнай дзейнасці вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры праз выкарыстанне тэхналогіі развіцця крытычнага мыслення»

Личевская А.А.

19

Педагогический совет «О создании эффективной модели профессионального роста педагогов в учреждении образования»

Пашкевич Ж.И.

Пашкевич С.Л.

Романюга Н.В.

Пешко Н.Ф.

20

Педагогический совет «Развитие актуальных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности посредством персонизации обучения»

Ярошевич Н.С.

Стахейко И.Н.

Носкевич Н.Д

Личевская А.А.

Шабунько А.Н.

Олейник А.В.

Храпицкая Т.А.

21

Обобщение опыта «Использование активных методов и приемов для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка», АПО

Ярошевич Н.С.

22

Обобщение опыта «Формирование читательской грамотности учащихся средствами медиаобразования на уроках русской литературы» (АПО, г.Минск)

Лозицкая А.Н.

23

Статья «Формирование читательской грамотности учащихся средствами медиаобразования на уроках русской литературы», (научно-методический журнал «Русский язык и литература»);

Лозицкая А.Н.

24

Статья «Медиаобразование в Беларуси: актуальность, предпосылки внедрения, история развития» (сборник научных трудов Академии последипломного образования)

Лозицкая А.Н.

25

Районная творческая группа учителей русского языка и литературы «Формирование читательской грамотности учащихся»

Лозицкая А.Н.

26

Рождественский фестиваль педагогического мастерства. Мастер-класс «Формирование читательской грамотности средствами медиаобразования» (АПО, г.Минск)

Лозицкая А.Н.

27

Республиканский семинар «Формирование читательских компетенций в контексте компетентностного подхода» (лекционные и практические занятия, АПО, г.Минск)

Лозицкая А.Н.

28

Постоянно действующий районный семинар «Медиаобразование как средство формирования медиа-информационных компетенций»

Лозицкая А.Н.

29

Курсы БрОИРО «Интеграция медиаобразования в условиях деятельности средней школы» (лекционные и практические занятия, г.Пинск)

Лозицкая А.Н.

30

Семинар «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся средствами медиаобразования» (методический выезд, г.Кобрин)

Лозицкая А.Н.

31

Областной научно-методический семинар «Опыт системной педагогической деятельности в структуре аттестации педагогов на присвоение квалификации «учитель-методист» (г.Барановичи)

Лозицкая А.Н.

32

Фестиваль педагогических идей. Мастер-класс «Формирование читательской грамотности средствами медиаобразования» (АПО, г.Минск)

Лозицкая А.Н.

 

 

В рамках методической недели «Молодость. Традиции. Профессионализм» были проведены уроки, мероприятия и мастер-классы, где учителя-инноваторы поделились опытом работы по развитию читательской грамотности в урочной и неурочной деятельности.

 

Мероприятия, проведенные учителями-участниками инновационного проекта в рамках методической недели «Молодость. Творчество. Профессионализм»

 

Ф.И.О. педагога

Предмет

Тема урока

Олейник А.В.

Химия

«Реакции ионного обмена. Условия их протекания»

Романюга Н.В.

Математика

Деление рациональных чисел

Носкевич Н.Д.

Белорусский язык

Интеллектуальная   игра «Таямніцы роднага слова»

Пашкевич С.Л.

История

«Реформация в Беларуси»

Пешко Н.Ф.

Биология

«Основы рационального питания»

Корольчук М.В.

Русская литература

«Поэзия К.Симонова, М.Исаковского. Песни военных лет»

Личевская А.А.

Белорусский язык и литература

Мастер-класс «Актывізацыя пазнавальнай дзейнасці вучняў праз тэхналогію крытычнага мыслення»


Возможности творческой реализации высокого уровня читательских компетенций учащихся позволили эффективно участвовать в конкурсах.

Деятельность учащихся 8 классов в процессе реализации проекта

 

Тема мероприятия

ФИО педагога

1

Конкурс на лучшее художественное произведение к 100-летию Вооруженных сил Республики Беларусь  

Корольчук М.В.

Ярошевич Н.С.

2

Конкурс эссе «Мая Беларусь. Мая будучыня»

Личевская А.А., Носкевич Н.Д.

3

Конкурс риторического мастерства «Лира», «Дебют»

Корольчук М.В.

Ярошевич Н.С.

4

Вторая дистанционная олимпиада по белорусскому языку для учащихся 8-11 классов

Личевская А.А., Носкевич Н.Д.

5

Районная научно-практическая конференция исследовательских работ «Открывая мир – открываю себя»

Лозицкая А.Н.

Диплом 1 степени (районный уровень),

Диплом 3степени (областной уровень)

Олейник А.В., Диплом 2 степени

Корольчук М.В.

Диплом 2 степени

6

Республиканский проект «Мы говорим о Пушкине»

(«Пушкинград», конкурс авторских кроссвордов, ребусов, шарад, мини-викторин по биографии и творчеству А.С. Пушкина; «Пушкин и Беларусь». Видеоролики с записью экскурсий по местам Беларуси, связанным с именем А.С. Пушкина)

Ярошевич Н.С.

Корольчук М.В.

 

7

Мониторинг уровня читательской грамотности учащихся 8-х классов по сплошному и несплошному тексту

Ярошевич Н.С.

Стахейко И.Н.

Носкевич Н.Д

Личевская А.А.

Шабунько А.Н.

Олейник А.В.

Храпицкая Т.А.

Пашкевич Ж.И.

Пашкевич С.Л.

Романюга Н.В.

Пешко Н.Ф.

8

Первая республиканская олимпиада по читательской компетентности «Читатель+» для учащихся 5-8 классов

Ярошевич Н.С.

Пашкевич Ж.И.

Корольчук М.В.

9

Веб-квест «Там, на неведомых дорожках»

Ярошевич Н.С.

10

Сетевой проект «Рождественские истории»

Ярошевич Н.С.

Пашкевич Ж.И.

Олейник А.В.

Личевская А.А.

11

Участие в республиканских конкурсах «Белка», «Синица», «Кентаврик», «Буслік», «Журавлик»

Пешко Н.Ф.

Пашкевич С.Л.

Носкевич Н.Д.

Ярошевич Н.С.

Корольчук М.В.

Личевская А.А.