Что собой представляет психосоциальное анкетирование обучающихся?
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Мысль о том, чтобы ввести тестирование учащихся на употребление ими наркотиков в Беларуси впервые была озвучена в 2013 году. В ноябре 2014г. Министерство здравоохранения и Министерство образования Беларуси заявили, что разработан Порядок проведения психосоциального анкетирования учащихся и студентов на предмет употребления ими алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов.
Психосоциальное тестирование позволяет своевременно выявить среди учащихся лиц, предрасположенных к аддиктивному (зависимость) поведению.
Решено, что в Брестской области психосоциальное тестирование будет проводиться не менее одного раза в год среди учащихся, достигших 11-летнего возраста.
Тесты составлены так, что по ответам можно увидеть характерологический портрет ребенка и определить склонность к аддиктивному поведению.
Тестирование проводится на добровольной основе. Дети с 11 до 14 лет могут его проходить лишь с согласия одного из родителей или законных представителей. Заявление будет храниться год. С 14 лет право выбора остается уже за самими обучающимися.
Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования
Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.
А как у них…
США. В школах и колледжах организуются рандомные рейды полицейских с собаками, которые без всяких вопросов могут проверять шкафчики студентов и все их личные вещи для поиска алкоголя и наркотиков. Студента, у которого найдут наркотики, арестовывают. Такие «погромы» позволяют выявить наркоторговцев, а у обычных учащихся отбивается охота покупать наркотики и приносить их в школу. Подростка, пойманного на употреблении или распространении психоактивных веществ, ставят на учет, после чего он должен периодически сдавать биологический тест на наркотики и алкоголь (день предугадать нельзя).
Бангладеш. Помимо отдела по борьбе с наркотиками, есть много общественных организаций, помогающих бороться с распространением среди молодежи наркотиков и алкоголя. Во многих колледжах к наркозависимым студентам относятся с презрением. Если молодого человека поймали после приема психоактивных веществ, ему запрещается посещать занятия.
Великобритания. Если юные нарушители были замечены за употреблением наркотиков и алкоголя, их отправляют на принудительное лечение. Полиция вправе потребовать сдать биологический тест даже без предъявления обвинений. В начале 2005 года британские государственные школы ввели практику проверять учеников с помощью рандомных тестов. Каждую неделю компьютер выбирает 20 фамилий учащихся, которые должны пройти тест (на основе анализа слюны) на наличие в организме наркотических веществ. Если ребенок отказывается проходить тест, его никто не заставляет. В том случае, если результат проверки окажется положительным, учащегося не исключают из учебного заведения, но берут на учет. Исключают тех, кто продает наркотики.
АНКЕТА для раннего выявления родителями зависимости у подростков
№ |
Вопрос |
Балл |
I |
Обнаруживали ли вы у своего сына (дочери): |
|
1 |
Снижение успеваемости в течение последнего года? |
50 |
2 |
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе? |
50 |
3 |
Потерю интереса к спортивным и другим внеучебным мероприятиям? |
50 |
4 |
Частую, непредсказуемую смену настроения? |
50 |
5 |
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить? |
50 |
6 |
Частые простудные заболевания? |
50 |
7 |
Потерю аппетита, похудание? |
50 |
8 |
Частое выпрашивание денег? |
50 |
9 |
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям? |
50 |
10 |
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни? |
50 |
11 |
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей? |
50 |
12 |
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения? |
50 |
13 |
Гнев, агрессивность, вспыльчивость? |
50 |
14 |
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма? |
100 |
15 |
Резкое снижение успеваемости? |
100 |
16 |
Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях? |
100 |
17 |
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией? |
100 |
18 |
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически? |
100 |
19 |
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.? |
100 |
20 |
Нарастающую лживость? |
100 |
21 |
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки? |
200 |
22 |
Значительные суммы денег без известного источника дохода? |
300 |
23 |
Частый запах спиртного? |
300 |
24 |
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей? |
300 |
25 |
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.? |
300 |
26 |
Состояние опьянения без запаха спиртного? |
300 |
27 |
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов? |
300 |
II |
Слышали ли вы от своего сына (дочери): |
|
1 |
Высказывание о бессмысленности жизни? |
50 |
2 |
Разговоры о наркотиках? |
100 |
3 |
Отстаивание своего права на употребление наркотиков? |
200 |
III |
Сталкивались ли вы со следующим: |
|
1 |
Пропажей лекарств из аптечки? |
100 |
2 |
Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.? |
100 |
IV |
Случалось ли с вашим сыном (дочерью): |
|
1 |
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.? |
100 |
2 |
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения? |
100 |
3 |
Совершение кражи? |
100 |
4 |
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков? |
300 |
5 |
Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)? |
100 |
Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить наличие у вашего сына (дочери) химической зависимости.