Психосоциальное анкетирование

Что собой представляет психосоциальное анкетирование обучающихся?

Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.

Мысль о том, чтобы ввести тестирование учащихся на употребление ими наркотиков в Беларуси впервые была озвучена  в 2013 году.  В ноябре 2014г. Министерство здравоохранения и Министерство образования Беларуси заявили, что разработан Порядок проведения психосоциального анкетирования учащихся и студентов на предмет употребления ими алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов.

Психосоциальное тестирование позволяет своевременно выявить среди учащихся лиц, предрасположенных к аддиктивному (зависимость) поведению.

Решено, что в Брестской области психосоциальное тестирование будет проводиться не менее одного раза в год среди учащихся, достигших 11-летнего возраста.

Тесты составлены так, что по ответам можно увидеть характерологический портрет ребенка и определить склонность к аддиктивному поведению.

Тестирование проводится на добровольной основе. Дети с 11 до 14 лет могут его проходить лишь с согласия одного из родителей или законных представителей. Заявление будет храниться год. С 14 лет право выбора остается уже за самими обучающимися.

Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования

Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года                     № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.

А как у них…

США.  В школах и колледжах организуются рандомные рейды полицейских с собаками, которые без всяких вопросов могут проверять шкафчики студентов и все их личные вещи для поиска алкоголя и наркотиков. Студента, у которого найдут наркотики, арестовывают. Такие «погромы» позволяют выявить наркоторговцев, а у обычных учащихся отбивается охота покупать наркотики и приносить их в школу. Подростка, пойманного на употреблении или распространении психоактивных веществ, ставят на учет, после чего он должен периодически сдавать биологический тест на наркотики и алкоголь (день предугадать нельзя).

Бангладеш. Помимо отдела по борьбе с наркотиками, есть много общественных организаций, помогающих бороться с распространением среди молодежи наркотиков и алкоголя. Во многих колледжах к наркозависимым студентам относятся с презрением. Если молодого человека поймали после приема психоактивных веществ, ему запрещается посещать занятия.

Великобритания. Если юные нарушители были замечены за употреблением наркотиков и алкоголя, их отправляют на принудительное лечение. Полиция вправе потребовать сдать биологический тест даже без предъявления обвинений. В начале 2005 года британские государственные школы ввели практику проверять учеников с помощью рандомных тестов. Каждую неделю компьютер выбирает 20 фамилий учащихся, которые должны пройти тест (на основе анализа слюны) на наличие в организме наркотических веществ. Если ребенок отказывается проходить тест, его никто не заставляет. В том случае, если результат проверки окажется положительным, учащегося не исключают из учебного заведения, но берут на учет. Исключают тех, кто продает наркотики.

 

АНКЕТА для раннего выявления родителями зависимости у подростков

 

Вопрос

Балл

I

Обнаруживали ли вы у своего сына (дочери):

 

1

Снижение успеваемости в течение последнего года?        

50

2

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе?

 

50

3

Потерю интереса к спортивным и другим внеучебным мероприятиям?

50

4

Частую, непредсказуемую смену настроения?

50

5

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить?       

 

50

6

Частые простудные заболевания?

50

7

Потерю аппетита, похудание?

50

8

Частое выпрашивание денег?

50

9

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям?

 

50

10

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни?

50

11

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей?

 

50

12

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения?

50

13

Гнев, агрессивность, вспыльчивость?

50

14

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма?

100

15

Резкое снижение успеваемости?

100

16

Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях?

100

17

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией?

 

100

18

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически?

100

19

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.?   

100

20

Нарастающую лживость?

100

21

Чрезмерно расширенные или суженные зрачки?

200

22

Значительные суммы денег без известного источника дохода?

300

23

Частый запах спиртного?

300

24

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей?

 

300

25

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.?

300

26

Состояние опьянения без запаха спиртного?

300

27

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов?        

300

II

Слышали ли вы от своего сына (дочери):

 

1

Высказывание о бессмысленности жизни?

50

2

Разговоры о наркотиках?

100

3

Отстаивание своего права на употребление наркотиков?

200

III

Сталкивались ли вы со следующим:

 

1

Пропажей лекарств из аптечки?

100

2

Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.?

100

IV

Случалось ли с вашим сыном (дочерью):

 

1

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.?

 

100

2

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения?        

100

3

Совершение кражи?

100

4

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков?

 

300

5

Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)?        

 

100

Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить наличие у вашего сына (дочери) химической зависимости.