Семейная дезорганизация – главная социально-психологическая причина отклоняющегося поведения

Семейная дезорганизация–главная социально-психологическая причина отклоняющегося поведения

 

«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся

сохранить и меньше всего берегут» ЛАБРЮЙЕР

        Сегодня проблема детского и подросткового суицида не сходит со страниц прессы и экранов телевидения. Взрослые не в состоянии объяснить себе и тот факт, что их умные, светлые дети, не имевшие проблем и конфликтов в школе и обществе, уходят из жизни. Появилось совершенно новое поколение, аналогов которому не было прежде. Это дети новой генерации, которые своим поведением вызывают родительское недоумение - неуправляемы и равнодушны. Они не способны воспринимать ни слова, ни действия взрослых. Эту глухоту нередко принимают за невоспитанность и индифферентность. Их не интересует действительность, для себя они избрали другую реальность, куда родителям вход заказан.

        Все попытки взрослых проникнуть в виртуальный «детский мир» или «отрубить» интернет с целью традиционного общения со своим сыном или дочерью добавляет только еще больше отчуждения и конфликтов и в без того кое-как тлеющие отношения отцов и детей. Родителям нечего сказать своим детям, собственно сегодня они уже не то, чтобы говорят на разных языках, они на них молчат.

     Детский и подростковый суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто.

            Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Причины суицида

            В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Занятия спортом и прочие надуманные развлечения не способны отвлечь детей от глубоких психологический страданий, образовавшихся от их нехваток и пустот.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная  ситуация в семье (62%). Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы.

            Современный родитель видит залог будущего благополучия ребенка прежде всего в количестве информации, которая будет в него заложена. Школы часто отвечают на этот родительский запрос скрытым увеличением учебной нагрузки, появляется все больше классов и школ, где занятия очень интенсивны. Хорошо, когда ребенок занят, когда его время заполнено, но это должно проходить в другой обстановке, когда они не соревнуются за результат, а когда интересно. Конкуренция, повышенные ожидания со стороны родителей и учителей - часто выливаются в нездоровое накручивание ребенка. Рейтинги, конкуренция между детьми, нередко подогреваемая взрослыми, ведут к подсознательному усвоению опасной для психического здоровья жизненной программы "быть первым, лучшим или никем". Последствия такой установки - тяжелые эмоциональные реакции на свои неудачи и успехи другого вплоть до нежелания жить, трудности установления дружеских отношений и дефицит взаимной поддержки. Как реагируют родители и учителя на оценки, так реагирует и ребенок. Надо понять, что успех и лидерство во всем - это не главная цель в жизни, из-за них как раз и уходят человеческие отношения. Надо, чтобы ребенок научился смотреть на свои ошибки не как на катастрофу и знак своей несостоятельности, а как на точку роста, развития.

В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором в поведении подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Признаки,  при появлении 1-2 из которых,  следует обратить особое внимание на подростка:

o утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

o пренебрежение собственным видом, неряшливость;

o появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

o резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

o внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

o плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

o склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

o проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;

o безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;

o усиление чувства тревоги;

o усиление жалоб на физическое недомогание;

o излишний риск в поступках;

o стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

o самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

o шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти;

o открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить, Никому я не нужен.

 

 

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ

ЗАПРЕЩЕНО ГОВОРИТЬ

 

«ненавижу всех…»

 

«чувствую, что что-то происходит, давай поговорим об этом»

«когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«все безнадежно и бессмысленно»

 

«чувствую, что ты подавлен, иногда мы все так чувствуем себя. давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

 

«всем было бы лучше без меня!»

 

«ты много значишь для меня, для нас, меня беспокоит твое настроение, поговорим об этом»

«не говори глупостей, поговорим о другом»

 

«вы не понимаете меня!»

 

«расскажи мне, что ты чувствуешь, я действительно хочу тебя понять»

«где уж мне тебя понять!»

 

«я совершил ужасный поступок»

 

«я чувствую, что ты ощущаешь вину, давай поговорим об этом»

«и что ты теперь хочешь? выкладывай немедленно!»

 

«у меня никогда ничего не получается»

 

«ты сейчас ощущаешь недостаток сил, давай обсудим, как это изменить»

«не получается – значит, не старался!»

 

 

Рекомендации родителям:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют;
  • кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.