Семейная дезорганизация–главная социально-психологическая причина отклоняющегося поведения
«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут» ЛАБРЮЙЕР
Сегодня проблема детского и подросткового суицида не сходит со страниц прессы и экранов телевидения. Взрослые не в состоянии объяснить себе и тот факт, что их умные, светлые дети, не имевшие проблем и конфликтов в школе и обществе, уходят из жизни. Появилось совершенно новое поколение, аналогов которому не было прежде. Это дети новой генерации, которые своим поведением вызывают родительское недоумение - неуправляемы и равнодушны. Они не способны воспринимать ни слова, ни действия взрослых. Эту глухоту нередко принимают за невоспитанность и индифферентность. Их не интересует действительность, для себя они избрали другую реальность, куда родителям вход заказан.
Все попытки взрослых проникнуть в виртуальный «детский мир» или «отрубить» интернет с целью традиционного общения со своим сыном или дочерью добавляет только еще больше отчуждения и конфликтов и в без того кое-как тлеющие отношения отцов и детей. Родителям нечего сказать своим детям, собственно сегодня они уже не то, чтобы говорят на разных языках, они на них молчат.
Детский и подростковый суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто.
Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Причины суицида
В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Занятия спортом и прочие надуманные развлечения не способны отвлечь детей от глубоких психологический страданий, образовавшихся от их нехваток и пустот.
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье (62%). Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы.
Современный родитель видит залог будущего благополучия ребенка прежде всего в количестве информации, которая будет в него заложена. Школы часто отвечают на этот родительский запрос скрытым увеличением учебной нагрузки, появляется все больше классов и школ, где занятия очень интенсивны. Хорошо, когда ребенок занят, когда его время заполнено, но это должно проходить в другой обстановке, когда они не соревнуются за результат, а когда интересно. Конкуренция, повышенные ожидания со стороны родителей и учителей - часто выливаются в нездоровое накручивание ребенка. Рейтинги, конкуренция между детьми, нередко подогреваемая взрослыми, ведут к подсознательному усвоению опасной для психического здоровья жизненной программы "быть первым, лучшим или никем". Последствия такой установки - тяжелые эмоциональные реакции на свои неудачи и успехи другого вплоть до нежелания жить, трудности установления дружеских отношений и дефицит взаимной поддержки. Как реагируют родители и учителя на оценки, так реагирует и ребенок. Надо понять, что успех и лидерство во всем - это не главная цель в жизни, из-за них как раз и уходят человеческие отношения. Надо, чтобы ребенок научился смотреть на свои ошибки не как на катастрофу и знак своей несостоятельности, а как на точку роста, развития.
В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором в поведении подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Признаки, при появлении 1-2 из которых, следует обратить особое внимание на подростка:
o утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
o пренебрежение собственным видом, неряшливость;
o появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
o резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
o внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
o плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
o склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
o проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;
o безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;
o усиление чувства тревоги;
o усиление жалоб на физическое недомогание;
o излишний риск в поступках;
o стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
o самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
o шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти;
o открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить, Никому я не нужен.
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ
|
ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ |
ЗАПРЕЩЕНО ГОВОРИТЬ
|
«ненавижу всех…»
|
«чувствую, что что-то происходит, давай поговорим об этом» |
«когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«все безнадежно и бессмысленно»
|
«чувствую, что ты подавлен, иногда мы все так чувствуем себя. давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
|
«всем было бы лучше без меня!»
|
«ты много значишь для меня, для нас, меня беспокоит твое настроение, поговорим об этом» |
«не говори глупостей, поговорим о другом»
|
«вы не понимаете меня!»
|
«расскажи мне, что ты чувствуешь, я действительно хочу тебя понять» |
«где уж мне тебя понять!»
|
«я совершил ужасный поступок»
|
«я чувствую, что ты ощущаешь вину, давай поговорим об этом» |
«и что ты теперь хочешь? выкладывай немедленно!»
|
«у меня никогда ничего не получается»
|
«ты сейчас ощущаешь недостаток сил, давай обсудим, как это изменить» |
«не получается – значит, не старался!»
|
Рекомендации родителям:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
- обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
- записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют;
- кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.