разработки классных мероприятий

Путешествие по станциям «Правильно питайся – здоровья набирайся»

Конспект воспитательного мероприятия (начальная школа)  Невдах И.М.

 

Путешествие по станциям «Правильно питайся – здоровья набирайся»

 

Цель: способствовать формированию знаний о гигиенических условиях питания, о культуре питания.

Задачи: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья; вызвать стремление к здоровому питанию; воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, обобщить знания об основных правилах личной гигиены.

Ход занятия

                  I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

- А что такое «Здравствуй»?

- ВСЕ: Лучшее из слов!

- Потому что «Здравствуй!»

-  Значит (все): «Будь здоров!»

 

Я вам все желаю здоровья!

              II. Сообщение темы, целей занятия.

           III. Вводная беседа.

- Что на свете дороже всего?  Правильно - здоровье.

      Одним из главных условий здоровья является правильное питание.  т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.  Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Сегодня совершим путешествие по станциям маршрута ««Правильно питайся – здоровья набирайся».

                IV.                    Основная часть.

1.     Станция «Питаемся, чтобы не болеть». Прослушивание   стихотворения  С. Михалкова «О Девочке, которая плохо кушала».

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

- Съешь яичко, Юлечка!

- Не хочу, мамулечка!

- Съешь с колбаской бутерброд.

Юля прикрывает рот.

- Супик?

- Нет.

- Котлетку?

- Нет!

Стынет Юлечкин обед.

- Что с тобою,  Юлечка?

- Не хочу, мамулечка!

- Сделай, доченька, глоточек.

Проглоти еще кусочек.

Пожалей нас, Юлечка

- Не могу, мамулечка.

Мама Юлина в слезах,

Тает Юля на глазах.

Появился детский врач -

Смотрит строго и сердито:

 - Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она

Совершенно не больна.

А тебе скажу, девица,

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться, песни петь и развиваться

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

 

-  Что же могло случиться с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо  есть? - Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

 

2.      Станция «Гигиена питания».

- Что такое гигиена питания? Это наука о здоровом питании, которая изучает влияние пищи на здоровье и самочувствие человека.

Основные правила гигиены питания: разнообразие продуктов, режим приёма пищи, умеренность, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Школьный возраст – это время физического, интеллектуального развития.

 

Здоровье любого человека зависит от того, насколько правильно он питается. Питание должно быть разнообразным.

3.     Станция «Загадки»

Есть такие слова: «Он всему голова». Хрустящей корочкой одет Мягкий чёрный, белый… (хлеб). Что за белые крупинки? Не зерно и не снежинки. Скисло молоко – и в срок Получили мы ... (творог). Сделан он из молока, Но тверды его бока. В нём так много разных дыр. Догадались? Это ... (сыр). И уха он, и бульон, Щи, рассольник – тоже он. Он гороховый, капустный И, конечно, очень вкусный. (Суп) Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо) Он бывает всех цветов, В нём витаминов куча. Я пить его всегда готов, Ведь нет напитка лучше. Он морковный и томатный, И на вкус и цвет приятный. Чтоб здоровым стать ты смог, Пей скорей фруктовый… (сок).

 

4.     Станция «Беседа о полезных продуктах»

Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище.

Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать.

И не один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья.  Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.

- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? 

- Послушаем выступления ваших одноклассников.

Вы не пейте кокаколу, Не полезная она, Лучше съешьте вы капусту Поделюсь ей с вами я.

 

Если есть не будешь лук, Сто болезней схватишь друг, А не будешь есть чеснок, То простуда свалит с ног.

 

Кушай овощи, дружок, Будешь ты здоровым! Ешь морковку и чеснок, К жизни будь готовым!

 

Вы не пейте газировку, Ведь она вам вред несёт, А попейте лучше квас — Он вкусней во много раз!

 

Я сегодня рано встала, И морковку я достала. Можно скушать бутерброд Только заболит живот.

 

Ешьте овощи и фрукты — Они полезные продукты! Конфеты, пряники, печенье Портят зубкам настроение.

 

Надя ела кириешки и солёные орешки, заболел у ней живот лучше б съела кашу. Вот!

 

Каждый день с утра пораньше Ешь банан и апельсин, Чтоб на личике пригожем Больше не было морщин.

 

Чтобы хворь вас не застала, В зимний утренний денек В пищу, вы употребляйте: Лук зеленый и чеснок.

 

Дорасти нам до небес Поможет каша «Геркулес», А улучшить зрение — Черничное варенье.

 

5.                 Станция «О витаминах». Сообщение учащихся.

Витамины — ценные вещества, Без них мы никуда. Чтоб здоровым, сильным, крепким быть, Нужно с витаминами дружить.

Витаминов много — всех не перечесть, Но самые главные среди них есть. Без них не может организм существовать, Учиться, работать, отдыхать.

Витамин С — аскорбиновая кислота, Польза организму от нее велика. Она иммунитет повышает, Болезни прочь прогоняет.

Витамин С есть в фруктах, Он есть и во многих овощах. Шиповник, сладкий перец, черная смородина — главные источники, А еще облепиха, яблоки и лимончики. Витамин А нужен для зрения, Для нормального организма состояния. Много его в рыбе и морепродуктах, А также в красных, оранжевых, Овощах и фруктах. В морковке, тыкве, помидорах, Петрушке, перце, абрикосах.

Витамин В1 — тиамин, Такой полезный господин. Он пищеварительную, нервную системы укрепляет, Память отличную сохраняет. Много его в гречке, картошке и бобах, В грецких орехах, рисе, овощах.

В витамине В2 нуждаются глаза, Печень, кожа, нервная система. Он улучшает состояние ногтей, волос, Обновляются ткани и идут в рост. Он содержится в яйцах, Красной рыбе, молоке, Мясе, сыре, грибах, Зеленых листовых овощах.

Витамин В6 — ценное вещество, Хорошо влияет на все процессы оно. В крови, печени, нервах происходят изменения, Витамин В6 оказывает благотворное влияние. Кушайте смородину, фасоль, шпинат, Бананы, мясо, рыбу и яйцо. И не будет болеть у вас ничего.

Витамин В9 — фолиева кислота, Необходима для нормального кроветворения и роста. Этот витамин улучшает аппетит, Обеспечивает здоровый вид. Он есть в зеленых овощах, Цветной капусте, морковке, бобах.

Витамин В12 в любую погоду, Активизирует обмен жиров, белков и углеводов. В12 — витамин роста, Употребляя его, вырастаешь быстро. Он содержится в таких продуктах, Мясе, рыбе, сыре, яйцах и морепродуктах.

Витамин Д укрепляет зубы, кости, Отгоняет от нас все напасти. Употребляйте рыбу, яйца и икру. Располагайте свой организм к добру.

Витамин Е укрепляет наш организм, Защищает от болезней и прочих катаклизм. Замедляет процессы старения, Предупреждает болезней сердца развитие. Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи, Зелень, черешню, бобы и злаки. Еще витаминов есть много, Пополняйте организм ими строго. Тогда не будете болеть, Будете веселиться и песни петь.

 

Американский учёный К. Функ открыл жизненно необходимое вещество «амин», содержащиеся в оболочке рисового зерна. Соединив латинское слово «vita» (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин».

 

6.     Станция «Режим питания»

Как вы понимаете слова «режим питания»? Нужно есть в одно и тоже время: завтракать, обедать, ужинать. Между этими основными приёмами пищи полезны фрукты, орехи.

Завтрак ты не пропускай, Завтракать полезно. Не забудешь про обед, Избежишь ты многих бед. И не позабудь про ужин – Ужин тоже очень нужен.

 

Перекусы на ходу До добра не доведут. Чтоб сильнее стать и краше, Надо кушать суп и кашу.

 

Очень важно мыть руки с мылом перед каждым приёмом пищи, ведь на руках скапливаются бактерии, которые могут вызвать разные инфекционные заболевания.

Старайтесь поменьше употреблять продукты, которые могут нанести вред вашему здоровью.

 

Мясо, овощи и фрукты –

Натуральные продукты,

А вот чипсы, знай всегда,

Это вредная еда.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения.

В этом нет сомнения!

 

Шоколада, мармелада

Слишком много есть не надо.

От конфет немало бед –

Лишний вес и диабет!

 

Ешьте больше овощей –

Будете вы здоровей!

 

  1. Подведение итогов.

 Наше путешествие по станциям подошло к концу.

Сегодня мы поговорили об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

свернуть

Час общения  «Секреты здоровья»

Час общения  «Секреты здоровья» (начальная школа) Строк В.С.

Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании, полезных и вредных привычках.

Задачи:

  1. воспитательная - воспитание чувства коллективизма, бережного  отношения друг к другу; 
  2. развивающая - развитие внимания, мышления, познавательной  активности, чувства солидарности; 
  3. оздоровительная - создание наилучших санитарно-гигиенических  условий для обучения. 

 

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Сегодня мы будем общаться на очень интересную тему. А на какую – вы узнаете, когда разгадаем кроссворд.

  1. Активизация знаний по теме "Здоровый образ жизни”

Кроссворд.

  1. Разгрызешь стальные трубы, если будешь чистить (зубы).
  2. А теперь такой вопрос:

Что за мышечный насос      В нашем теле кровь качает.            Никогда не отдыхает? (Сердце)

  1. На земле он всех сильней, потому что всех умней. (Человек)
  2. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней … (Зарядки)
  3. Он нужен для дыхания, ещё для обоняния. (Нос)
  4. Наши верные друзья – солнце, воздух и … (Вода)
  5. Пешком ходить – долго … (жить).
  6. Когда мы шутим, веселимся

И просто радостно резвимся, То эти звуки издаем, Каким их словом назовём. (Смех)

Отдай спорту время, а взамен получи … (здоровье).

 

Секрет здоровья.

-Ребята, сейчас мы с вами  отправляемся в страну Здоровья. Вывешиваем табличку:

Формула здоровья =

Путешествуя по стране здоровья , мы составим схему-памятку, как сохранить здоровье.

Отправляемся в путь , чтобы узнать первый секрет здоровья.

Гигиена

Послушайте внимательно отрывок:

- Одеяло убежало, улетела простыня и подушка, как лягушка ускакала от меня.

- Вспомните, из какого произведения этот отрывок?

-Почему убежало одеяло, простыня и подушка от нашего героя?

-Что нужно, для того чтобы быть чистым и здоровым, узнаем отгадав загадки.

 

  1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

  1. Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расчёска.)

  1. Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу попрыгала,

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка.)

  1. Лёг в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрёт потоки слёз,

Не забудет и про нос. (Носовой платок.)

  1. Душистая, мятная

И на вкус приятная.

Чистит, чистит зубы нам

По утрам и вечерам. ( Зубная паста.)

  1. Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (Мочалка.)

  1. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою

Что это такое? (Полотенце.)

 

-Как можно эти предметы   назвать одним словосочетанием? (Это предметы личной гигиены)

- Что может  случиться с человеком который не соблюдает  гигиену? (заболеет)

- Почему этим предметом должен пользоваться один человек?(зубная щетка)

 

- Молодцы, ребята! Видно, что вы хорошо знакомы с этими необходимыми предметами.

               Ставим символ гигиены в нашу формулу.

Идем дальше.

Ведущий.

Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять,

Будешь лучше ты учиться,

Лучше будешь отдыхать.

А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и часы, и бывают похожи на тех ребят, о которых вы сейчас услышите.

Читают по очереди две ученицы.

СЕЙЧАС

- Наташенька, вставай!

- Сейчас.

- Уж день, взгляни в окно!

Ведь ты задерживаешь нас!

Ведь ты не спишь давно!

- Ну, маменька, ну, чуточку,

Еще одну минуточку.

- Наташа, сядь к столу!

- Сейчас!

- Ну, сколько можно ждать?

- Твой чай уже четвертый раз

Пришлось подогревать!

- Ну, мамочка, ну, чуточку,

Еще одну минуточку!

- Наташа, спать пора!

- Сейчас!

- Ну, сколько раз просить?

Ведь завтра утром снова

Не сможешь глаз открыть?

- Ну, мамочка, ну, чуточку.

Еще одну минуточку!

 

- Вы, наверное, догадались, что вместо слова «сейчас» надо говорить «сию минуту» и сразу выполнить все, что говорит мама.

 

Ведущий. Не умеют беречь время и эти ребята. В этом им может помочь только правильно организованный режим дня.

 

Два ученика представляют сценку.

- А ты, Костя, знаешь, что такое режим?

- Конечно! Режим... Режим - куда хочу, туда скачу.

- Режим - это распорядок дня! Вот ты, например, выполняешь распорядок?

- Даже перевыполняю.

- Как же это?

- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю - четыре!

- Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь!

- Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

- Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка. Обед –и в школу.

- Хорошо.

- А можно еще лучше.

-Как же это?

- Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.

- Ну, нет. При таком режиме получится из тебя лентяй и неуч.

- Не получится.

- Это почему же?

- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим.

- Как это с бабушкой?

- А так: половину выполняю я, половину - бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

- Не понимаю, как это?

- Очень просто. Подъем - выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание - бабушка. Уборка постели - бабушка. Завтрак - я. Прогулка - я. Приготовление уроков - мы с бабушкой. Прогулка - я. Обед - я.

- И тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

Ведущий. Конечно, Костя неправильно распределил время: прогулка, обед, прогулка. Сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

-Что должны делать дети, чтобы быть здоровыми? (соблюдать режим)

Давайте составим  следующую формулу здоровья: режим

 

 

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Чтобы быть здоровым надо заниматься физкультурой.

Перечислите виды спорт которые вы знаете.

 

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке

Делай каждый день

(зарядку).

Позабудь про телевизор,

Марш на улицу гулять.

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом

(дышать.)

Нет плохому настроенью,

Не грусти, не хнычь, не плачь.

Пусть тебе всегда помогут

Лыжи, прыгалки и

(мяч.)

Обливайся, закаляйся

Физкультурой занимайся.

Будешь ты всегда здоров,

Проживёшь без(докторов).

 

-Если серьёзно заниматься физкультурой и спортом, то можно добиться больших               успехов в спорте.

- И так, о чем мы сейчас говорили? Это необходимо для формулы здоровья?

Ставим  символ в формуле здоровья: Физкультура и спорт.

 

Продолжая разговор о полезных привычках нужно обязательно поговорить и здоровом питании.  Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться

 Человеку нужно есть.

 Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и развиваться,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

И при этом не болеть,

 Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Если кто-то простудился; Голова болит, живот. Значит ,надо подлечиться, Значит, в путь - на огород. С грядки мы возьмём микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду. Снова будешь рад.        Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а ещё и питание, потому что « мы –это то, что мы едим». Так говорится в поговорке. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восстановить могут только овощи и фрукты.

Удивляется народ: Что за чудо-огород? Здесь редис есть и салат, Лук, петрушка и шпинат. Помидоры, огурцы Зреют дружно - молодцы! И картофель, и капуста Растут на грядках густо-густо. И все дружно говорят: "Мы растём здесь для ребят. За усердие и труд Урожай весь соберут". (Входят два поварёнка и поют) Ложкин. Привет, Поварёжкин! Поварёжкин. Здорово, друг Ложкин! Что на обед? Ложкин. У меня – винегрет! Поварёжкин. Рагу овощное готовлю на бис, Полезные овощи – вот мой девиз! Ложкин. Ходил вечерком я в теплицу твою. Овощи пели мне песню свою. Поварёжкин. Вот бы послушать сегодня был бы рад! Давай овощной мы устроим парад! (Конкурс загадок об овощах.)

Стоит дед Во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук.)

Красный нос в землю врос, А зелёный хвост наружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь) Щёки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис.)

Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.) Неказиста, шишковата, А придет на стол она Скажут весело ребята: -Ну, рассыпчата, вкусна! (Картошка.) Летом – в огороде, Свежие, зелёные, А зимою – в бочке, Жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы.) Раскололся тесный домик На две половинки. Бусинки – дробинки. (Горох.)

Я румяную Матрёшку От подруг не оторву, Подожду, когда Матрёшка Упадёт сама а траву. (Яблоко.)

Игра «Хлопай-топай».

   - Ребята, давайте поиграем. Я получила письмо от Карлсона. Он заболел и лежит в больнице. Составил себе меню из любимых продуктов, но лучше ему не становится.

Я прочитаю,  из каких  продуктов он составил  меню. А вы  хлопаете в ладоши если   продукты нужно оставить в меню. И топаете если их  нужно исключить из рациона.

- Давайте поможем ему составить меню.

Завтрак.  Конфеты, торт, каша овсяная, пепси-кола, хлеб с маслом, чипсы, чай. 

Обед.     Суп с сухариками, пирожное, салат из свежих овощей, чупа - чупсы,   паровая рыба с гарниром, кока-кола, компот из сухофруктов.    

          

Ужин.    Торт, шоколад, каша манная, кириешки, фрукты, шоколадные конфеты,   кефир на ночь.

 

- Правильно ли составил меню Карлсон?

- Какую ошибку он допустил?

 Да, ребята, вы правы.  Чтобы быть здоровым, веселым и хорошо учиться, надо есть - много овощей,  фруктов и обязательно супы, мясо, рыбу.

- Ребята, чтобы правильно питаться, нужно соблюдать два условия: умеренность и разнообразие. - Что такое «умеренность?» (Не переедать) Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать. - Что значит «разнообразие?» Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать , не уставать(мёд. гречка. изюм, масло), другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться ( ягоды. Зелень, капуста, морковь, бананы) Подведём теперь итог. Чтоб расти, нужен белок. Для защиты и тепла Жир природа создала. Как будильник без завода Не пойдёт ни так, ни так, Так и мы без углеводов Не обходимся никак. Витамины – просто чудо! Сколько радости несут: Все болезни и простуды Перед ними отвернут. Вот поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда –  Важнейшее условие. Что нужно для формулы здоровья?

Настроение

- От того, какое настроение у человека, зависит как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения.

Улыбка-это залог хорошего настроения.

Настроение можно сделать самому.

Практическое задание.

Сейчас мы попробуем сотворить солнце в себе.

«Сотвори солнце в себе» (по группам).

Скажем друг другу добрые слова: здравствуйте, доброе утро, спасибо и т.д.

Говорить комплименты, радоваться успехам другого.

Ты умница, какие у тебя красивые глаза, какая ты сегодня красивая и т.д.

Необходимо хорошее настроение для здоровья?

Выставляем слагаемое, формулу здоровья:

Хорошее настроение

- Вот мы и раскрыли все секреты здоровья.

Формула Здоровья = Гигиена + Режим + Физкультура и Спорт + Питание + Настроение.

-Вы поняли, в чем заключается секрет Здоровья?

На экране: Я здоровье сберегу!

 

Рефлексия:

- Так какой же мы путь должны выбрать, чтобы наше здоровье было крепкое и доброе? Итог подводит учитель.

Заключительное слово.

Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда.

Но добиться результата не возможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться – руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки выходите, это сил вам даст, друзья!

Мы открыли все секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!

Будьте всегда здоровы!

свернуть

Лекция «Правильное питание»

Лекция «Правильное питание»

Цель: сообщение информации о правильно питании

Задачи:

- актуализировать знания о взаимосвязи питания и здоровья;

- ознакомить с принципами рациона, приготовления пищи и режима питания;

- проанализировать пирамиду правильного питания и аргументировать пользу продуктов пирамиды;

- сформулировать советы для желающих изменить пищевые привычки.

Питание – это процесс поступления в организм и усвоения им веществ, необходимых для покрытия энегретических и пластическх затрат, построения и возобновления тканей. Другими словами, человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. Состав продуктов питания и их свойства непосредственно влияют на здоровье, физическое развитие, трудоспособность, эмоциональное состояние и в целом на качество и продолжительность жизни. Трудно найти другой фактор, который бы оказывал такое серьезное воздействие на организм человека.

По мнению ряда ученых, физическое здоровье на 50% зависит от образа жизни, куда входит и характер питания человека. На наследственность и состояние окружающей среды приходится по 20%, и только 10% — на уровень медицинского обеспечения[1].

Но вот какой именно способ питания считать правильным? На этот счет существует множество теорий, и чуть ли не каждый день появляются новые. Кто-то выступает за полный отказ от мяса, кто-то провозглашает сыроедение панацеей от всех болезней и бед, а кто-то разрабатывает сочетания продуктов, якобы позволяющие организму достичь полной пищевой гармонии. На самом деле, любые ограничения в питании вряд ли можно считать полезными и приемлемыми для всех. Человеческий организм — очень сложная система, для нормального функционирования ему требуется и мясная, и растительная пища. Недостаток полезных веществ, содержащихся в том же мясе, например железа высокой биологической доступности, может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Правильное питание заключается не в контроле калорий и жестких диетах, а в обеспечении организма полноценным рационом, в который входят все необходимые для него продукты: мясо, злаки, овощи, фрукты. Подбор рациона — одна из главных задач в правильном питании, но не менее важным является и ежедневное следование ему. Если придерживаться основных правил здорового питания не от случая к случаю, а постоянно, то не придется заботиться о лишнем весе, снижении иммунитета, проблемах с волосами, кожей и здоровьем в целом.

Принципы здорового питания: это должен знать каждый!

Рацион

Правило № 1. Навсегда забудьте про фастфуд и постарайтесь не злоупотреблять сладким.

Правило № 2. Ешьте как можно больше сезонных продуктов — в них содержится максимум полезных веществ. Зимние овощи и фрукты, выращенные в теплицах или привезенные издалека, из-за обработки химикатами и длительного хранения не только теряют всю пользу, но и становятся аккумуляторами нитратов и других вредных химических соединений.

Правило № 3. Максимально ограничьте употребление рафинированных продуктов: сахара, растительного масла, белой пшеничной муки, очищенного белого риса. В них нет клетчатки, которая очень важна для работы пищеварительного тракта, а также для питания полезных бактерий, живущих в кишечнике. Именно поэтому гораздо лучше вместо белого хлеба есть цельнозерновой, а рафинированный сахар заменить на коричневый или даже на мед.

Правило № 4. Пейте воду. Чай, кофе и соки воду не заменяют. В сутки организму необходимо получать не меньше 30–35 мл жидкости на 1 кг веса. Сладкие газировки — полностью под запретом, в них содержится слишком много сахара.

Правило № 5. Не забывайте о белковой пище. Она способна надолго дать чувство сытости и к тому же богата аминокислотами. Белки необходимы организму для строительства мышечной ткани, замены устаревших клеток. К богатым белками продуктам относятся различные виды мяса, рыба, кальмары, креветки, орехи, грибы, некоторые бобовые, яйца, творог.

Приготовление пищи

Правило № 1. Используйте для приготовления пищи несколько видов растительного масла. Это лучший источник необходимых организму жирных кислот. Помните, что нерафинированные масла не подходят для термической обработки.

Правило № 2. Готовьте правильно. Сохранить все полезные вещества в продуктах можно при минимальной тепловой обработке. От жарки на масле лучше отказаться, оптимальные способы — варка, запекание в духовом шкафу и приготовление на пару.

Правило № 3. Используйте для готовки натуральные и свежие продукты. Любой полуфабрикат или товар длительного хранения с консервантами, усилителями вкуса и красителями увеличивает нагрузку на организм, препятствует выведению токсинов, замедляет обмен веществ. Кусочек курицы, запеченный в духовке, во много раз полезнее самой качественной и дорогой колбасы из магазина.

Режим

Правило № 1. Обязательно соблюдайте режим питания. Редкие приемы пищи вредны так же, как постоянные перекусы и привычка все время что-нибудь жевать. Здоровому человеку оптимально есть 4–5 раз в день, промежуток между едой более 5 часов замедляет метаболизм и заставляет организм переходить на режим экономии. В результате начинают накапливаться жировые отложения.

Правило № 2. Ежедневно съедайте немного свежих овощей и фруктов. Рекомендованное количество — по 300 г тех и других. Так вы получите все необходимые витамины и клетчатку.

Рекомендуемые продукты: вкусно и полезно

Все продукты, употребляемые человеком в пищу, можно условно разделить на «полезные» и «вредные». Полезные продукты содержат полезные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, клетчатка.

Белки необходимы для роста и восстановления клеток тела. Белковая пища - мясо, рыба, яйца, молочные продукты и бобовые.

Жир обеспечивает транспортировку питательных веществ в организме и помогает создавать ряд жизненно необходимых гормонов. Организм накапливает жир, если энергии с питанием приходит больше, чем расходуется на жизнедеятельность. Это также зависит от качества и сбалансированности питания.

Углеводы – ключевой источник энергии в человеческом теле, всего на 1 их грамм приходится 4 калории энергии. При расщеплении углеводов в организме образуется глюкоза, она чрезвычайно важна для сохранения тканевого белка, жирового обмена и питания центральной нервной системы.

Волокна клетчатки поддерживают стабильную работу пищеварительной системы. Растворимые пищевые волокна регулируют уровень сахара и холестерина в крови, а нерастворимые — очищают организм и выводят токсины. И это только часть полезных свойств клетчатки.

Сегодня известно около 20 витаминов. Основные из них: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, (витамины обозначаются буквами латинского алфавита), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин и другие.

Группа минеральных веществ включает макроэлементы (кальций, фосфор, калий, магний, натрий, сера, хлор) и микроэлементы (железо, цинк, бром, йод, кобальт. марганец, медь, молибден, селен, фтор, хром).

Диетологи рекомендуют, например, есть крупы на воде в сочетании с овощными салатами, заправленными оливковым маслом. Кстати, сочетать в салате огурцы и томаты не рекомендуется — нарезанные огурцы выделяют особый фермент, который разрушает содержащийся в томатах витамин С. К мясу, рыбе и птице подойдут капуста, спаржа, кабачки, редис, огурцы. Фрукты лучше есть отдельно, до еды или примерно через час после.

Нерекомендуемые продукты вызывают накопление в организме жиров и нарушение обмена веществ:

  • Чипсы, попкорн, сухарики, соленые орешки.
  • Алкогольные напитки.
  • Любые полуфабрикаты и концентраты: сухое картофельное пюре, лапша быстрого приготовления и т.д.
  • Сдобная выпечка, особенно с высоким содержанием сахара.
  • Жареные блюда.
  • Готовые фабричные соусы, включая майонез.
  • Копчености, колбасы.
  • Сладости.
  • Фастфуд.
  • Соки (кроме свежевыжатых), газированные напитки.

Как привить здоровые пищевые привычки?

По мнению специалистов, любую привычку можно сформировать за 21 день. Это же утверждение касается и здорового питания. Эти привычки совсем не сложно привить, нужно только поставить перед собой четкую цель и ни на шаг от нее не отступать.

Не торопитесь. Резкая и полная замена привычных «вредных» блюд на новые и полезные практически в 100% случаев приводит к срыву. Рацион нужно менять постепенно, поэтапно вводя в него полезную пищу.

Откажитесь от жестких ограничений. Не стоит заставлять себя не есть после 18.00, полностью исключить десерты. Все эти запреты приводят к стрессу и отказу от попыток изменить привычки в лучшую сторону. Для ужина можно выбрать простую и легко усваиваемую пищу: овощи, фрукты, творог, куриные яйца, нежирную рыбу, белое куриное мясо. А сладкое лучше есть в первой половине дня и в небольших количествах.

Ведите пищевой дневник ― он помогает скорректировать ошибки в питании в тот период, когда еще не закрепились новые привычки. Сегодня сделать это очень легко: практически в любом магазине мобильных приложений можно найти специальные как платные, так и бесплатные программы. Установив их на смартфон, вы сможете контролировать режим питания. Когда появится потребность питаться исключительно здоровой пищей и пить достаточно воды, то дневник станет не нужен.

Перестаньте питаться вне дома. До того, как пищевые привычки не изменились, не посещайте кафе и рестораны, там слишком много соблазнов. Предпочтение нужно отдавать домашней еде.

Найдите единомышленников ― в компании всегда проще что-то менять.

Ходите в магазин только на полный желудок. Так у вас будет меньше шансов купить что-нибудь вредное в яркой соблазнительной упаковке.

свернуть