Реализация инновационного проекта
в 2018/2019 учебном году
В 2018/2019 учебном году завершилась реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия».
По итогам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
- большинство педагогов убеждено (90%), что именно инновационный подход повысил эффективность работы и помог стимулировать учащихся к большей активности в образовательном процессе. Среди трудностей в некоторой степени еще выделяются отсутствие адаптации планов и программ к требованиям инновационного процесса (48%). Работа в инновационном режиме, по мнению педагогов, позволила повысить мотивацию к саморазвитию, что, в свою очередь, является позитивным показателем в работе по повышению своего профессионального роста;
- уровневая диагностика профессиональной компетентности педагогов в сфере читательской компетентности, использования информационно-коммуникационных технологий (январь, 2019 года) свидетельствует о высоком уровне мотивационного показателя читательской компетентности у педагогов и достаточном уровне у учащихся;
- для определения траектории развития читательских умений учащихся и с целью определения уровня их познавательной деятельности проводилась стартовая и заключительная диагностика читательской грамотности у учащихся по сплошному и несплошному текстах. Эта диагностика показала положительную динамику: к высокому уровню можно отнести работы 21,3% (было 19,4 %) учащихся, к среднему – 54,4% (было 46%), на низком уровне были выполнены работы 24,3% (было 34,6%) учащихся. Промежуточное анкетирование девятиклассников в декабре показало следующую динамику: высокий уровень читательской грамотности продемонстрировали 20% учащихся (+1,4%), средний – 50% (+4%), низкий – 30% (–4,6%). В результате анализа работ можно сделать вывод, что остаются проблемой для учащихся задания, где требуется обобщить и интерпретировать информацию, а также работа с несплошными текстами оказалась для них более трудной, чем со сплошным текстом;
- для исследования динамики формирования уровня компетентности учащихся был применен школьный тест умственного развития на первом и заключительном этапе реализации инновационного проекта. Исследовались общая осведомленность учащихся, умение устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения, нахождение правила построения числового ряда.По итогам исследования получен результат: из 76 респондентов наиболее успешным оказалось 3 человека, близких к успеху – 15 учащихся (на первом этапе исследование показало 8 учащихся), средних к успеху – 45 учащихся (было 32 учащихся), следовательно, малоуспешных и неуспешных оказалось 13 учащихся (было 37 учащихся). Результаты диагностики позволяют сделать вывод о достаточном уровне общей осведомленности (более 50%), о среднем и достаточном уровне развития умений устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения, находить правила построения числового ряда.
Результаты диагностического исследования свидетельствуют об эффективности инновационной деятельности в учреждении образования.
Для снятия педагогических затруднений в течение реализации инновационного проекта в полной мере были использованы возможности формального, неформального и информального образования.
В соответствие с задачами учреждения образования на учебный год и в рамках реализации проекта проведены тематические заседания педагогического совета «О создании эффективной модели профессионального роста педагогов в учреждении образования» (январь, 2018), «О развитии актуальных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности посредством персонизации обучения» (март, 2018), «О результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия», что позволило педагогам-инноваторам поделиться опытом и представить промежуточные и итоговые результаты реализации проекта.
Трансляция опыта педагогов-инноваторов осуществлялась через сетевое общение, школьные и районные учебно-методические формирования, районную научно-практическую конференцию, районные методические выезды (по приглашению учреждений образования), проведение занятий для слушателей повышения квалификации в Брестском институте развития образования, Академии последипломного образования, публикации в научно-методической литературе (приложение 4).
В текущем учебном году материалы по формированию читательской грамотности учащихся при обучении разным учебным предметам были представлены для публикации в методический журнал “Народная асвета”
В рамках реализации инновационного проекта году был обобщен опыт А.Н. Лозицкой, учителя русского языка и литературы, при прохождении аттестации на присвоение квалификации «учитель-методист», 6 педагогов при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. Два учителя повысили свою квалификационную категорию со второй на первую.
Повышению профессионального уровня и трансляции инновационной практики способствовало участие педагогов в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах.
Возможности творческой реализации высокого уровня читательских компетенций учащихся позволили эффективно участвовать в отдельных конкурсах, дистанционных олимпиадах.
Результаты инновационной деятельности завершающего года реализации проекта позволяют сделать следующие выводы:
1. завершена реализация модели организационно-методического сопровождения проекта;
2. завершена теоретическая и методическая подготовка участников инновационной деятельности;
3. завершена работа над темами педагогических исследований педагогов-инноваторов;
4. выявлена положительная динамика уровня читательской грамотности 9-классников;
5. разработаны дидактические материалы (контекстные задания) для формирования читательской грамотности учащихся по отдельным темам учебных предметов, определённых проектом;
7. сформирован банк методов и приёмов формирования и развития читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности;
8. разработаны методические материалы (памятки, рекомендации, алгоритмы) по разным аспектам инновационной деятельности;
9. издан школьный методический вестник «Формирование читательской грамотности в контексте компетентностного подхода».
10.эффективный педагогический опыт активно транслируется на уровне района, области и республики.
Инновационная деятельность в учреждении образования стала одной из важных составляющих деятельности педагогического коллектива: созданы оптимальные условия для профессионального развития каждого педагога в соответствии с зоной его ближайшего развития в контексте внедрения модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия, что способствует повышению качества образовательного процесса в целом.
Задачи инновационного проекта выполнены. Анализ результатов инновационной деятельности показал положительную динамику деятельности участников проекта практически по всем разработанным критериям и показателям, что соответствует ожидаемым от внедрения инновации результатам.
№ |
Ф.И.О. педагога |
|
|
|
|
|
1. |
Корольчук М.В.
|
Открытое внекл. мероприятие «Умники и умницы» |
Олимпиада 6 класс (диплом III степени) |
Диплом Iстепени в конкурсе «Легенды о деревнях Столинского района» |
Первое место в районе в конкурсе «Письмо герою» Белпочта |
Выступление на педагогическом совете (март) |
2. |
Носкевич Н.Д.
|
Второй этап республ. олимпиады по бел.языку 9 кл. Ажарова Алеся 9 «Б» кл. Диплом 2 степени (декабрь) |
2 областная дистанц. олимпиада по бел.яз.(февраль) 11 кл. Лешкевич Алина, Ярошевич Алёна –диплом 1 степени. |
Открытое мероприятие 11 кл. (февраль, в рамках методической недели)«Адкрываю нанова беларускае роднае слова» |
Выступление на педагогическом совете (март) |
|
3. |
Пашкевич С.Л.
|
Открытые уроки в 9 и 10 классах (декабрь) пр. сдаче на кат. |
Открытый классный час (декабрь) на кат. |
Диагностика учащихся 9А класса и ее анализ |
Повышение квалификационной категории со 2 на 1 (декабрь) Диплом 1 и 2 степени по правовым знаниям во втором этапе Респ. олимпиад 10 класс (март) |
Выступление на педагогическом совете (март), выступление на РУМО «Формирование читательс. гр. на уроках » (ноябрь) |
4. |
Пешко Н.Ф. |
Открытый классный час по ЗОЖ 9 класс |
Открытый урок для молодых специалистов района (январь) |
Выступление на ШУМО (январь) |
Диплом 3 степени по ЗОЖ во втором этапе Респ. олимпиад 8 класс (март) |
Диагностика учащихся 9 В класса и ее анализ |
5. |
Стахейко И.Н.
|
Участие в областной научно- практической краеведческой конференции учащихся 2019г
|
Диплом 2 степени в районной научно-практической конференции учащихся 2018г |
Диплом 3 степени по географии во втором этапе олимпиад 10 класс (декабрь) |
Диплом 2 степени по географии во втором туре олимпиад 7 класс (март) |
Семинар для учителей-инноваторов |
6. |
Храпицкая Т.А. |
Ярмарка в г. Иваново (сентябрь) |
Диплом II степени на втором этапе Республиканской олимпиаде по математике (11 Б) (ноябрь) |
Диплом II степени на научно-практической конференции учителей «Самообразование как поиск собственного педагогического пути» (кажется так называлась) (декабрь) |
Повышение категории с первой на высшую Открытый урок «Окружность, вписанная в треугольник» Открытое внеклассное мероприятие (декабрь) |
Выступления на педсовете: -Отчет о работе методобъединения (январь) -Отчет по инновационному проекту (март) |
7. |
Шабунько А.Н. |
Семинар для учителей-инноваторов |
Выступление на ШМО «Изучение рекомендаций по результатам республиканского мониторинга уровня обученности учащихся по математике» |
|||
8. | Пашкевич Ж.И. | |||||
9. |
Романюга Н.В. |
Открытые уроки в 7 «А» и 7 «Г» классах (март) | Открытое внеклассное мероприятие (март) |
Повышение квалификационной категории со 2 на 1 (март) |
Выступление на ШМО «Современное учебное занятие по математике: планирование, проведение и анализ» | |
10. |
Олейник А.В. |
Диагностика 9 кл. (октябрь) (декабрь)(февраль) (май) |
Республиканская олимпиада 2 этап 9 кл. диплом 1 и 2 11 кл. диплом 2 и 3 Дистанционная олимпиада «ИнтерХимик-Ляховичи» участвовало 20 человек 9-11 кл. 9 кл. диплом 2 |
Конкурс видеороликов«Героям петь легко» 11 кл. Конкурс видеороликов«Самый лучший день» 11 кл. Конкурс видеороликов «Соблюдая законы дорог» 7 кл. Международный конкурс по химии «Белка» 8-10 кл. |
Международная ярмарка педагогических идей в городе Иваново Курсы в БроиРо (ноябрь) Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности» на районном семинаре в (октябре) Семинар использование мультиборда декабрь Открытый урок для молодых специалистов (25 января) Урок для взрослых «Структурирование урока с элементами исследовательской деятельности» (25 января) Открытый урок в 10 классе 22 февраля на методическую неделю Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности» март на региональном педагогическом фестивале в Ольшанах. |
НПК «Открываю мир – открываю себя»- Д3 |
Перечень материала, собранного в «Методический сборник»
|
Теоретический материал |
Ф.И.О. учителя |
Формирование читательской деятельности на уроках русского языка и литературы |
Ярошевич Н.С. Корольчук М.В. |
|
Формирование читательской грамотности на уроках белорусского языка и литературы |
Носкевич Н.Д. Личевская А.А. |
|
Формирование читательской грамотности на уроках биологии |
Пешко Н.Ф.
|
|
Формирование читательской грамотности на уроках математики |
Шабунько А.Н. Храпицкая Т.А. Пашкевич Ж.И. |
|
Формирование читательской грамотности на уроках физики |
Романюга Н.В. |
|
Формирование читательской грамотности на уроках химии |
Олейник А.в. |
|
Формирование читательской грамотности на уроках истории |
Пашкевич С.Л. |
|
Формирование читательской грамотности на уроках географии |
Стахейко И.Н. |
|
|
Практический материал |
Ф.И.О. учителя |
Задания для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы |
Ярошевич Н.С. Корольчук М.В. |
|
Задания для формирования читательской грамотности на уроках белорусского языка и литературы |
Носкевич Н.Д. Личевская А.А. |
|
Задания для формирования читательской грамотности на уроках биологии |
Пешко Н.Ф.
|
|
Задания для формирования читательской грамотности на уроках географии |
Стахейко И.Н. |
|
Задания для формирования читательской грамотности на уроках химии |
Олейник А.В. |
|
Задания для формирования читательской грамотности на уроках математики |
Шабунько А.Н. Храпицкая Т.А. Пашкевич Ж.И. |
|
Задания для формирования читательской грамотности на уроках физики |
Романюга Н.В. |
Распространение сформированной инновационной практики
(мероприятия 2018/2019 учебного года)
№ |
Тема мероприятия |
ФИО педагога |
1. |
Методическая панорама эффективной практики «Развіцце крытычнага мыслення як аснова медыяграматнасці вучняў» |
Лозицкая А.Н. (АПО г.Минск) |
2. |
Мастер-класс на заседании ТГ «Разработка компетентностных заданий для уроков русского и белорусского языков» |
Лозицкая А.Н. |
3. |
РУМО учителей русского языка и литературы , белорусского языка и литературы “Формирование читательской грамотности средствами учебного предмета” |
Лозицкая А.Н. |
4. |
Республиканский пресс-тур «Настаўніцкай газеты». «Развитие учреждения образования в инновационном режиме» |
Лозицкая А.Н. |
5. |
Фестиваль педагогических идей. Мастер-класс «Формирование читательской грамотности средствами медиаобразования» |
Лозицкая А.Н. (АПО г.Минск) |
6. |
Рождественский фестиваль |
Лозицкая А.Н |
7. |
Литературный научно-практический семинар «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной среды» |
Лозицкая А.Н АПО, г.Минск |
8. |
Республиканский семинар. Лекционные и практические занятия «Формирование читательской грамотности» |
Лозицкая А.Н АПО, г.Минск |
9. |
Менторское сопровождение республиканского дистанционного курса «Активная оценка» |
Лозицкая А.Н
|
10. |
Менторское сопровождение республиканского дистанционного курса «Медиаобразование в современной школе» |
Лозицкая А.Н |
11. |
Лекционные и практические занятия «Фарміраванне чытацкай і медыйнай культуры вучняў сродкамі медыяадукацыі» |
БрИРО, ПО учителей начальных классов |
12. |
Региональный фестиваль педагогического творчества «Молодость. Традиции. Качество» Мастер-класс «Использование активных приемов формирования читательской грамотности учащихся» |
Ярошевич Н.С. |
13. |
Районное учебно-методическое заседание заместителей директора. Мастер-класс «Читательская грамотность как основа ключевых компетенций» |
Ярошевич Н.С. |
14. |
Районное учебно-методическое заседание заместителей директоров «Формирование новой модели методической деятельности в учреждениях общего среднего образования» |
Ярошевич Н.С. |
15. |
Научно-практическая конференция педагогических работников «Через качество обучения – к развитию потенциала учащихся»
|
Личевская А.А. (Диплом Iстепени) Храпицкая Т.А. (Диплом II степени) |
16. |
Районное учебно-методическое заседание учителей белорусского языка и литературы «Особенности контрольно-оценочной деятельности на учебных предметах «Белорусский язык» и «Белорусская литература»» |
Личевская А.А. |
17. |
Дистанционный онлайн-курс «Визуализация как способ развития учебно-познавательных и цифровых компетенций» |
Олейник А.В. |
18. |
Региональный фестиваль педагогического творчества «Молодость. Традиции. Качество». Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности» |
Олейник А.В. |
19. |
ШМУ-урок для взрослых «Конструкция урока с элементами исследовательской деятельности» |
Олейник А.В. |
20. |
Районный конкурс риторического мастерства им.Н.И.Ковалец «Души прекрасные порывы» |
Ярошевич Н.С. (Диплом 1 степени), Корольчук М.В.(Диплом 1 степени) |
21. |
Педагогический совет «О результатах реализации инновационного проекта«Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия»» |
Ярошевич Н.С. Носкевич Н.Д Олейник А.В. Храпицкая Т.А. Корольчук М.В. |
22. |
РУМО учителей истории «Формирование читательской грамотности» |
Пашкевич С.Л. |
23. |
Мастер-класс для молодых учителей биологии района «Приемы формирования и развития читательской грамотности учащихся на уроках биологии» |
Пешко Н.Ф. |
24. |
Международная ярмарка педагогических идей в г. Иваново |
Олейник А.В. Храпицкая Т.А. Лозицкая А.Н. |
25. |
Районный семинар. Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности»
|
Олейник А.В. |
26. |
РУМО. Урок для взрослых «Структурирование урока с элементами исследовательской деятельности» |
Олейник А.В. |
Выписка из плана методической недели
«Профессионализм. Качество. Результат»
(2018/2019 учебный год)
Ф.И.О. педагога |
Предмет |
Тема урока |
Олейник А.В. |
Химия |
Урок химии “Альдегиды и карбоновые кислоты” (обобщение и систематизация знаний) |
Носкевич Н.Д. |
Белорусский язык |
Классный час, посвященный Дню родного языка «Адкрываю нанова беларусскае роднае слова» |
Пашкевич С.Л. |
История |
Урок для взрослых «Использование активных приемов обучения для развития коммуникативных компетенций» |
Корольчук М.В. |
Русская литература |
Внеклассное мероприятие «Умники и умницы» по русской литературе |
Личевская А.А. |
Белорусский язык и литература |
Урок для взрослых «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках белорусского языка и литературы» |
Ярошевич Н.С. |
Урок русского языка. Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение» |
Материалы, подготовленные для публикаций
№ |
Тема мероприятия |
ФИО педагога |
Урок русской литературы «Поэзия периода Великой Отечественной войны в русской литературе (стихи А. Твардовского и К. Симонова). Песни военных лет» |
Корольчук М. В. |
|
Урок беларуской литературы «К.Вераніцын “Тарас на Парнасе» |
Личевская А.А. |
|
Эффективные приёмы для формирования научно-исследовательских компетенций у учащихся через школьный эксперимент и решение проблемных ситуаций |
Олейник А.В. |
|
Урок по учебному предмету«Обществоведение » «Деньги» |
Пашкевич С.Л. |
|
«Формирование читательской компетентности на уроках биологии» |
Пешко Н.Ф. |
|
«Фарміраванне і развіццё чытацкай пісьменнасці вучняў на ўроках беларускай мовы ў 5-7 класах праз выкарыстанне інтэрактыўных прыёмаў» |
Носкевич Н.Д. |
|
«Формирование читательской компетенции учащихся через исследовательскую деятельность» |
Стахейко И.Н. |
|
«Формирование читательской грамотности посредством исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в школе» |
Романюга Н.В. |
|
Урок геометрии «Окружность, вписанная в треугольник» |
Храпицкая Т.А. |
|
10. |
Решение контекстных задач с помощью уравнений в 5 классе как средство реализации компетентностного подхода в образовательном процессе |
Пашкевич Ж.И. |
Деятельность учащихся 9 классов в процессе реализации проекта
№ |
Тема мероприятия |
ФИО педагога |
1. |
Районный конкурс «Лучший отзыв о литературном произведении» |
Ярошевич Н.С. (Диплом 2 степени) |
2. |
Районный конкурс творческих проектов «Мой родовод» |
Корольчук М.В. (Диплом 2 степени) |
3. |
XXIII Белорусский молодежный конкурс эпистолярного жанра «Напиши письмо своему герою» |
Корольчук М.В. (Диплом 1 степени) |
4. |
Республиканский конкурс детских творческих работ «Послание ветерану» |
Корольчук М.В. Ярошевич Н.С. |
5. |
Районная научно-практическая конференция исследовательских работ «Открывая мир – открываю себя» |
Лозицкая А.Н. Диплом 1 степени (районный уровень), Диплом 1 степени (областной уровень) Диплом 2 степени (республиканский уровень) Олейник А.В. (Диплом 3 степени) |
6. |
Районный конкурс «Легенды о деревнях Столинского района» |
Корольчук М.В. (Диплом I степени) |
7. |
Второй этап Республиканской олимпиады по правовым знаниям
|
Пашкевич С.Л. (Диплом 1 и 2 степени) |
8. |
II областная дистанционная олимпиада по белорусскому языку |
Носкевич Н.Д. (Диплом 1 степени (2) |
9. |
Участие в республиканских конкурсах «Белка», «Синица», «Кентаврик», «Буслік», «Журавлик» |
Пешко Н.Ф. Пашкевич С.Л. Носкевич Н.Д. Ярошевич Н.С. Корольчук М.В. Личевская А.А. |
10. |
Мониторинг уровня читательской грамотности учащихся 9-х классов по сплошному и несплошному тексту |
Ярошевич Н.С. Стахейко И.Н. Носкевич Н.Д. Личевская А.А. Шабунько А.Н. Олейник А.В. Храпицкая Т.А. Пашкевич Ж.И. Пашкевич С.Л. Романюга Н.В.Пешко Н.Ф. |
11. |
Второй этап Республиканской олимпиады по ЗОЖ |
Пешко Н.Ф. (Диплом 3 степени) |
12. |
НПК «Открываю мир – открываю себя» |
Стахейко И.Н. (Диплом 2 степени) |
13. |
Второй этап Республиканской олимпиады по географии |
Стахейко И.Н.(Диплом 2,3 степени) |
14. |
Второй этап Республиканской олимпиады по математике |
Храпицкая Т.А. (Диплом 2 степени) |
15. |
Олимпиада «ИнтерХимик-Ляховичи»
|
Олейник А.В. (Диплом 2 степени) |
16. |
Конкурс видеороликов «Героям петь легко» |
Олейник А.В. |
17. |
Конкурс видеороликов«Самый лучший день» |
Олейник А.В. |
18. |
Конкурс видеороликов «Соблюдая законы дорог» |
Олейник А.В. |
19. |
Литературный квилт «О край родны, край прыгожы» |
Носкевич Н.Д. Личевская А.А. |
20. |
Литературный квилт «Гимн женщине» |
Ярошевич Н.С. Корольчук М.В. |
21. |
Литературный квилт «Длиннее детства жизни не бывает» |
Корольчук М.В. |
22. |
Веб-квест «По дороге с облаками» (Путешествие с Маленьким принцем) |
Ярошевич Н.С. Корольчук М.В. |