Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

30 декабря, суббота

Группа учащихся 1-6 классов ГУО СШ 2 посетили поместье полесского Деда Мороза

подробнее...
28 декабря, четверг

Представление "Сказка под Новый год "

подробнее...
27 декабря, среда

Экскурсия на Столинский ОСВОД

подробнее...
27 декабря, среда

Учащиеся 9- х классов с целью профориентации посетили Столинский аграрно- экономический колледж

подробнее...
27 декабря, среда

В ГУО "Средняя школа №2 г. Столина" проводились новогодние утренники

подробнее...
27 декабря, среда

Учащиеся школы и их родители представили на конкурс поделки, в которые вложили огромное количество душевного тепла

подробнее...
26 декабря, вторник

Руководитель музея провёл экскурсию для учащихся ГУО "Средняя школа № 3 г. Столина" в историко-краеведческом музее им. С.П. Каплуна

подробнее...
23 декабря, суббота

Квест-игра "Путешествие в страну Здоровья"

подробнее...
23 декабря, суббота

Учащиеся кружка " Юный патриот " посетили Столинский районный отдел внутренних дел

подробнее...
23 декабря, суббота

В рамках шестого школьного состоялась экскурсия в Музей С.П.Каплуна

подробнее...
23 декабря, суббота

Беседа: "Новый год-это сказка"

подробнее...
23 декабря, суббота

Интеллектуальная игра "Безопасные зимние каникулы"

подробнее...
22 декабря, пятница

В рамках благотворительной акции "Наши дети" учащиеся с огромной радостью побывали в гостях у ребят класса коррекционно-развивающего обучения

подробнее...
22 декабря, пятница

Выставка работ учащихся, посвященная Году мира и созидания

подробнее...
21 декабря, четверг

«Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»

подробнее...
20 декабря, среда

Турнир по шашкам

подробнее...
17 декабря, воскресенье

Экскурсия в Беловежскую пущу

подробнее...
16 декабря, суббота

Игровая программа "Угадай профессию"

подробнее...
16 декабря, суббота

Акция "Мы лечим книгу"

подробнее...
16 декабря, суббота

Районный этап интеллектуально-развлекательной игры "Пионерский квиз" среди учащихся 5-8 классов

подробнее...
16 декабря, суббота

В учреждении образования проходят районные соревнования по биатлону, лыжному спорту и стрельбе из пневматического оружия "Снежный снайпер-2023"

подробнее...
11 декабря, понедельник

Учащиеся школы были награждены грамотами за лыжный спорт

подробнее...
9 декабря, суббота

Интеллектуальная игра «Знатоки биологии»

подробнее...
9 декабря, суббота

Районный этап интеллектуально-познавательной игры "Октябрятский КВИЗ"

подробнее...
8 декабря, пятница

Профориентационная встреча учащихся 11-х классов с заместителем начальника Столинского РОЧС

подробнее...
4 декабря, понедельник

Неделя начальных классов

подробнее...
2 декабря, суббота

Игра-викторина под названием "Мы за здоровый образ жизни"

подробнее...
1 декабря, пятница

Районное учебно-методическое объединение учителей искусства

подробнее...
1 декабря, пятница

Миротворцы ГУО "Средняя школа № 2 г. Столина"

подробнее...