Профилактика сексуального насилия над несовершеннолетними

Сексуальное насилие – это любой нежелательный или незаконный сексуальный контакт или поведение. Это включает изнасилование, сексуальное насилие над детьми, домогательства и другие виды поведения.

          Сексуальное насилие – это не только изнасилование или угроза изнасилования, но также, к примеру, и навязанные прикосновения. Сексуальным насилием считается также запугивание с целью принуждения к вступлению в половые отношения. Таким образом, сексуальное насилие – это совершение с человеком действий сексуального характера против его воли.

          Особенно острой является проблема сексуального насилия над несовершеннолетними. По данным УВД Брестского облисполкома, в Брестской области в 2022 году совершено 116 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, 42 из них относятся к категории тяжких и особо тяжких, 37 из них совершены с насилием. Установлено 117 потерпевших, из них 76 несовершеннолетних и 41 малолетний.

          За текущий период 2023 года правоохранителями выявлено 49 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, 13 из них – тяжкие и особо тяжкие, из них 8 совершены с применением насилия. Установлено 53 потерпевших, 43 несовершеннолетних и 10 малолетних.

          Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения.

          Формы сексуального насилия по отношению к детям, которые встречаются чаще всего:

  1. Демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов.
  2. Ласки и прикосновения к половым органам ребенка.
  3. Сексуальные игры и половой акт с ребенком.
  4. Демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания.
  5. Вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции.

          Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте от 3 до 7 лет. Ужасающим остается тот факт, что не всегда насильником является малознакомый человек, скажем, подозрительный незнакомец с улицы. Не единичны случаи, когда сексуальное насилие над ребенком совершает родственник или член семьи: брат, отец, отчим, дядя и т.д. Часто насильник совершает свои противоправные действия, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

          Дети – особенно уязвимая категория, они не всегда могут дать отпор, а в случае насильственных действий в силу возраста часто не понимают, что с ними происходит, им трудно описать случившееся словами. При этом насильник может запугать ребенка, добиться его молчания, используя психологическое и физическое насилие.

          Поэтому задача взрослых: родителей, педагогов, правоохранителей – защитить детей от любых насильственных действий сексуального характера, оказать поддержку, быть опорой в трудных жизненных ситуациях. Главное – не оставаться в стороне, не закрывать глаза на проблему, убеждая себя в том, что «вас это не касается».

          Далеко не все дети способны рассказать о случившемся с ними насильственном сексуальном контакте. Причин этому несколько: страх, стыд, отсутствие доверия к окружающим и т.д. А именно доверие между детьми и родителями – особенно важная составляющая здоровых семейных отношений.

          Родители, чаще общайтесь со своим ребенком, обращайте внимание на его поведение, прислушивайтесь к его переживаниям, не обесценивайте их, ведь, если ребенок решил поделиться с вами какой-то информацией, значит для него это важно!

          Как определить, что над ребенком, вероятно, совершены действия сексуального характера?

          Обратите внимание, если у вашего ребенка наблюдаются следующие особенности:

          – внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

          – сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

          – отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

          – демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

          – ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников соседей, не стремится домой после школы;

          – прогулы занятий в учреждении образования, внезапное ухудшение успеваемости.

          Необходимо помнить, что любой вид насилия несет за собой последствия, на всю жизнь оставляя в душе ребенка шрамы, негативно отражаясь на его физическом, психическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии, а также затрудняя его социализацию.

          Последствия насилия над детьми, в том числе, сексуального:

  1. Нарушение физического развития. Дети, которые подвергались насилию, часто отстают от своих сверстников в росте, весе или в том и другом одновременно. У них могут развиваться различные психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, обусловленная отсутствием аппетита. Возникают нервно-психические заболевания (тик, заикание, энурез и т.д.). К психо-соматическим заболеваниям, появившимся в результате пережитого или переживаемого насилия, относятся также астма, кожные болезни (аллергии, нейродермиты, псориаз, экзема), головные боли, рвота, бессонница, болезни желудка (гастрит, язва) и т.д.
  2. Нарушение психического и эмоционального развития. Дети, которые подверглись любому виду насилия, позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. Такие дети часто испытывают гнев, который выплескивают на более слабых: совсем маленьких детей или животных. Некоторые жертвы насилия, наоборот, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается способность к установлению контакта и к общению со сверстниками.
  3. Снижение самооценки. Это наиболее тяжелое последствие любого вида насилия. Ребенок с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда, убежден в собственной неполноценности, в том, что он «хуже всех» и не вызывает у людей интереса, поэтому ему трудно добиться уважения окружающих, успеха. Впоследствии у таких детей часто возникают депрессии, которые проявляются в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна, могут быть попытки суицида.
  4. Нарушение интеллектуального развития. У детей из семей, где применяется насилие, интеллектуальное развитие ниже существующей нормы. У них часто отсутствует фантазия и способность к творчеству, им не хватает любопытства и вдохновения для выполнения заданий, требующих душевных усилий. Если им все же удается выполнить подобное задание, они не испытывают от этого ни наслаждения, ни радости.
  5. Проблемы с социализацией. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со сверстниками и со взрослыми, отсутствуют необходимые навыки общения, нет достаточного уровня знаний и эрудиции для завоевания авторитета. Решение своих проблем такие дети нередко находят в криминальной, асоциальной среде, наиболее подвержены к алкогольной и наркотической зависимости.

          Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями. Необходимо постоянно учить детей правилам безопасности, меняя формы и подходы по мере его взросления. Некоторые родители предпочитают не говорить детям об опасности, потому что боятся, что их ребенок потеряет всякое доверие к окружающим людям и миру в целом. Но этого не случится, если во время таких бесед родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие люди  – их, к счастью, немного, которые могут причинить вред. Поскольку отличить одних от других порой бывает трудно, нужно соблюдать правила безопасности.

          Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.

          Избежать преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних можно в том случае, если рассказывать ребенку об элементарных правилах личной безопасности:

          – нельзя разговаривать на улице с незнакомцами и впускать их в дом;

          – нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места;

          – нельзя садиться в чужую машину;

          – нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;

          – нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

          Научите ребенка верить своим чувствам, если его что-то смущает, пугает или просто ему кажется, что происходит что-то неправильное. Относитесь уважительно к тому, что рассказывает вам ваш ребенок, не смейтесь и не перебивайте его, даже если вам кажется, что он говорит о каких-то пустяках. Помните о доверии между ним и вами – оно очень важно.

          Какие еще рекомендации помогут предотвратить сексуальное насилие?

          Беседуя с ребенком, объясните ему, что есть «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) и «ненормальные», вызывающие у ребенка дискомфорт и смущение. Можете рассказать, что «ненормальными» прикосновениями следует считать касания тех частей тела, которые скрыты под трусиками, купальником или плавками.

          Обсудите, какие приемы может использовать взрослый, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. К примеру, он может использовать запугивание, манипуляции, говорить о том, «что ничего страшного не происходит», «это наш с тобой секрет», различными способами обманывать ребенка и т.д. И если такие действия происходят, ребенку обязательно нужно сообщить об этом родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат, школьный педагог), кому ребенок доверяет.

          Обязательно расскажите ребенку, что тоже не стоит трогать взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного. Следует упомянуть также о нежелательных поцелуях. Ребенок имеет право распоряжаться своим телом и говорить «нет» в ответ на те действия и прикосновения, которые его пугают, смущают и доставляют дискомфорт. Об этом ребенку тоже нужно знать.

          Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина и им нечего стыдиться. Кроме этого, объясните ребенку, что вы ему поверите, даже если взрослый будет убеждать его в обратном.

          В проблеме сексуального насилия очень важно не быть безучастными: не проходить мимо того, кто оказался в беде, прийти на помощь, когда это необходимо, ведь никто не знает, когда и в какой момент внезапная помощь может пригодиться Вам или вашим близким.

          Поэтому, если вы выявили факты посягательства на половую неприкосновенность и свободу несовершеннолетних (малолетних), необходимо немедленно сообщить об этом правоохранителям по телефону 102.

          Помните: умалчивая факт преступления, вы помогаете насильнику оставаться безнаказанным.

          Куда обращаться за помощью в случае сексуального насилия?

          Если ребенок столкнулся с насилием, в том числе сексуальным, необходимо обратиться к специалистам. Можно обратиться к психологу, работающему в детском саду, если же ребенок – школьник, стоит посетить социально-психологическую службу школы. Также можно обратиться к психологу либо врачу-психотерапевту учреждения здравоохранения и в центры дружественного отношения подросткам.

          Если Вы подозреваете насильственные действия в отношении ребенка (своего или чужого), обратитесь в органы опеки по месту жительства или в службы экстренной помощи для детей, подвергшихся физическому или сексуальному насилию. Телефоны общенациональной линии: 8-801-100-16-11; 8-801-201-55-55.

          Если в Вашей жизни имеют место факты насилия, вы можете обратиться за помощью по предоставлению жилого помещения (комнаты) на 10 дней бесплатно в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»:

          8 (0162)-43-59-13 (понедельник – пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00);

          +375 (29) -892-88-07 (Кризисная комната, круглосуточно).

          Обратиться за экстренной психологической помощью анонимно можно:

          в УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» по телефонам: 8 (0162)-51-10-13 или 170 (круглосуточно);

          в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» по телефону: 8 (0162)-52-70-10 (понедельник – пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00);

          в Брестский областной ЦГЭиОЗ по телефонам: 8 (0162)-32-11-55 и 8 (0162) 53-04-99 (понедельник – пятница с 9.00 до 16.00, перерыв с 13.00 до 13.30).

          в консультативно-информационный центр «ДИАЛОГ» УЗ «Столинская ЦРБ»: психолог ТРОПЕЦ Ирина Леонидовна, каб № 100, 1 этаж поликлиники, среда 14.00 – 16.00, телефон для предварительной записи +375 33 351 41 39,

врач по медицинской профилактике КОРЧЕВСКИЙ Григорий Иванович, каб. №9, корпуса поликлиники, расположенного по ул.Гагарина, 3, согласование групповых консультаций с 9.00 до134.00, с понедельника по пятницу по тел. 6 07 90, +375 29 227 96 87,

педиатр МИСЮРА Раиса Алексеевна, каб № 8, корпуса поликлиники, расположенного по ул.Гагарина, 3, согласование групповых консультаций в четверг и пятницу с 9.00 до 13.00 по тел. 6 07 90, +375 29 525 84 96.

          в ГУ «Столинский территориальный центр социального обслуживания населения» по телефонам: 6-03-51, «телефон доверия» - 8-029-820-14-45 (круглосуточно), телефон горячей линии 60-5-56.

          В ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района» по телефонам: 8-016-55-63-0-71, 8-016-55-23-3-47.

25 марта, понедельник

Учащиеся 4- классов посетили Столинскую районную детскую библиотеку

подробнее...
25 марта, понедельник

Учащиеся 10-ых классов посетили экспозицию "Семь столетий Кобрина"

подробнее...
25 марта, понедельник

Итоги проведения Недели финансовой грамотности в ГУО «Средняя школа № 2 г. Столина»

подробнее...
23 марта, суббота

Соревнования по настольному теннису, шашкам и шахматам среди учащихся учреждений общего среднего образования

подробнее...
23 марта, суббота

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей им. Степана Каплуна

подробнее...
23 марта, суббота

Познавательная игра "Путешествие в страну Светофорию"

подробнее...
23 марта, суббота

Интеллектуальная игра "Самый умный"

подробнее...
23 марта, суббота

Беседа "Семейные традиции"

подробнее...
21 марта, четверг

«Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

подробнее...
16 марта, суббота

Зональные соревнования по шашкам и настольному теннису

подробнее...
16 марта, суббота

Турнир по футболу среди учащихся 5-х классов

подробнее...
16 марта, суббота

Творческие отчеты коллективов на подтверждение звания "Образцовый"

подробнее...
16 марта, суббота

Игра-путешествие "Через волшебный лес к весне"

подробнее...
16 марта, суббота

Интерактивная игра "Калейдоскоп профессий"

подробнее...
15 марта, пятница

Профилактическая встреча учащихся 11-х классов и помощника руководителя по делам с молодёжью Пинской епархии Нечаем Владиславом Владимировичем

подробнее...
15 марта, пятница

Акция «Поддержим птиц!»

подробнее...
15 марта, пятница

Единый урок, посвященный Дню Конституции Республики Беларусь

подробнее...
15 марта, пятница

День Конституции Республики Беларусь

подробнее...
14 марта, четверг

Турнир по мини-футболу среди учащихся 2-х классов

подробнее...
9 марта, суббота

Финал районного этапа республиканского конкурса "Я патриот своей страны"

подробнее...
9 марта, суббота

Игра "Путешествие на планету Здоровья"

подробнее...
7 марта, четверг

В нашей школе прошел праздничный концерт, посвященный Международному женскому Дню 8 Марта

подробнее...
5 марта, вторник

Информационно-пропагандистская кампания «День безопасности. Внимание всем!»

подробнее...
2 марта, суббота

Большие перемены

подробнее...
2 марта, суббота

Легкоатлетическая эстафета среди учащихся 3 классов

подробнее...
2 марта, суббота

Конкурсная программа «Всем девчонкам посвящается!»

подробнее...