Трудности переходного возраста.

Трудности переходного возраста. Общение с подростком.

Многие родители сетуют, что им сложно найти общий язык со своими детьми-подростками: «Втолковываешь им одно, а реакция обратная!» По мнению психологов, подростковый возраст опасен именно протестными настроениями: многое делается просто так, исключительно назло взрослым с их бесконечными запретами.

Если не хотите получить в ответ от подростка «обратную реакцию», «дежурные отмазки», игнор или хамство, всегда разговаривайте с ним доверительно и на равных. Пубертатный возраст делает ваших детей особенно чувствительными к обращению с ними, вплоть до мнительности, а снисходительный тон ни у кого не вызывает желания раскрыться. Всегда выслушивайте мнение подростка не перебивая. Если вам это сложно, представьте, что беседуете со взрослым собеседником. Вряд ли вы станете одергивать его, даже если он, на ваш взгляд, «несет полную чушь». А ваш ребенок тем более достоин быть выслушанным и услышанным. Не нужно давить родительским авторитетом и переводить дискуссию в более привычную форму общения с чадом — нотацию. Тем более что из дискуссии вы сможете узнать, что на уме и сердце у вашего ребенка.

Почему подросток ведет себя так настороженно? И почему вообще возникло это понятие «трудный возраст»? На самом деле «трудным» он является прежде всего для родителей, так как к 12-13 годам ребенок уже научается постоять за себя и может воспротивиться эмоциональному давлению, которое на него оказывали родители все эти годы. По сути вся лавина протеста, которая медленно росла в ребенке с более-менее сознательного возраста обрушивается на родителей в подростковом возрасте. И если к тому времени, как ваш ребенок стал подростком, вы не успели стать ему другом — а именно друг — самая авторитетная фигура для подростка, то и получается то, что любят называть «подростковым бунтом» — непослушание, отклоняющееся поведение, снижение успеваемости в школе и т.д.

Что такое эмоциональное давление и как оно выражается? В совершенно конкретных и обыденных фразах, которые родители говорят своим детям, чтобы «воспитать» их.

Родитель говорит

Ребенок слышит

Влияние на развитие личности

Не трогай — разобьешь/поранишься/испортишь! Я сама сделаю!

Я не смогу ни с чем справиться, лучше даже и не начинать.

Формируется выученная беспомощность, страх неудач, страх допустить ошибку и потеря себя. Травмируется в этой ситуации исследовательский интерес ребенка.

Немедленно успокойся! Прекрати сопли разводить!

 

Я не должен чувствовать и выражать то, что чувствую.

Учится держать все эмоции в себе, все дальше и дальше отдаляется эмоционально от своих родителей.

Еще раз увижу — тебе попадет!

Нужно научиться скрываться от родителей иначе мне попадет.

Учится лгать, скрывать, изворачиваться.

Да что там твои переживания! Это же пустяки! Не волнуйся и не думай об этом и все пройдет!

Я не важен маме/папе. То, что меня волнует — не важно.

Учится плевать на себя и свои чувства , и им можно будет впоследствии легко манипулировать в отношениях.

У всех дети нормальные, а ты — сплошное наказание.

Я плохой. Я хуже других.

Формируются комплексы.

Ты же любишь маму? Вот и сделай тогда это!

Если не сделаю, то, что от меня требуется, значит я маму не люблю.

Формируется страх близости.

Что же можно предпринять, если вы замечаете, что говорите все эти вещи вашему ребенку или нечто похожее на них?

Первый шаг: признать ошибку и попросить прощения у ребенка. Вопреки заблуждениям многих родителей, извинившись, они не потеряют свой авторитет перед ребенком, а скорее подадут ему позитивный пример «жизни после совершения ошибки». Для многих детей страх ошибиться подобен смерти.

Второй шаг: Каждое высказывание превратить в позитивное для ребенка. Например, «не трогай!» — «Бери, я помогу если что».

Третий шаг: Начать говорить новые высказывания ребенку.

Измените стиль общения с ребенком и вы заметите, как изменятся ваши отношения с ним.

Подготовила педагог-психолог

Велесницкая М.С.