Нормативные документы

Статья 17. Воспитание в системе образования

1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно 

зрелой, творческой личности обучающегося

2. Задачами воспитания являются

2.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания 

на основе государственной идеологии

2.2. подготовка  к самостоятельной  жизни,  профессиональному  самоопределению

выбору профессии и труду

2.3. формирование   нравственной,   эстетической   культуры   и культуры   в области 

охраны окружающей среды и природопользования

2.4. формирование   физической   культуры,   овладение   ценностями   и навыками 

здорового образа жизни

2.5. формирование культуры семейных отношений

2.6. создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности  обучающегося

3. Воспитание   основывается   на общечеловеческих,   гуманистических   ценностяхкультурных  и духовных  традициях  белорусского  народа,  государственной  идеологииотражает интересы личности, общества и государства

4. Основными требованиями к воспитанию являются

4.1. соответствие    содержания,    форм    и методов    воспитания    цели    и задачам 

воспитания

4.2. системность и единство педагогических требований

4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания  воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

16 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 

4.4. создание    условий    для развития    творческих    способностей    обучающихсявключение их в различные виды социально значимой деятельности

5. Основными составляющими воспитания являются

5.1. идеологическое  воспитание,  направленное  на формирование  у обучающихся 

знаний   основ   государственной   идеологии,   привитие   подрастающему   поколению  общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность  белорусской государственности

5.2. гражданское   и патриотическое   воспитание,   направленное   на формирование  у обучающихся  активной  гражданской  позиции,  патриотизма,  правовой,  политической  и информационной культуры

5.3. духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся  к общечеловеческим    и гуманистическим    ценностям,    формирование    нравственной  культуры

5.4. эстетическое    воспитание,    направленное    на формирование    у обучающихся  эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного

5.5. воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие  и самореализацию личности обучающихся

5.6. воспитание физической культуры, физическое совершенствование

5.7. формирование  у обучающихся  навыков  здорового  образа  жизни,  осознания 

значимости здоровья как ценности и важности его сохранения

5.8. семейное       и гендерное       воспитание,       направленное       на формирование 

у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных  представлений  о роли  и жизненном  предназначении  мужчин  и женщин  в соответствии  с традиционными ценностями белорусского общества

5.9. трудовое     и профессиональное     воспитание,     направленное     на понимание  обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности  к осознанному профессиональному выбору

5.10. воспитание,    направленное    на формирование    у обучающихся    бережного  отношения к окружающей среде и природопользованию

5.11. воспитание     культуры     безопасности     жизнедеятельности,     направленное  на формирование           у обучающихся                безопасного               поведения             в социальной  и профессиональной деятельности

5.12. воспитание    культуры    быта    и досуга,    направленное    на формирование  у обучающихся     ценностного     отношения     к материальному     окружению,     умения  целесообразно и эффективно использовать свободное время

5.13. поликультурное  воспитание,  направленное  на формирование  у обучающихся  толерантного     отношения     к представителям     других     культур,     национальностейвероисповеданий

5.14. экономическое  воспитание,  направленное  на формирование  у обучающихся  экономической культуры личности

6. Воспитание    осуществляется    на учебных    занятиях,    занятиях    и в процессе  воспитательной работы во внеучебное время

Воспитательная работа во внеучебное времяцеленаправленная, систематическая  и планируемая  деятельность  педагогических  работников,  в том  числе  профессорско- преподавательского  состава,  направленная  на формирование  у обучающихся  чувства  патриотизма,  гражданственности,  уважения  к памяти  защитников  Отечества,  закону  и правопорядку,    человеку    труда    и старшему    поколению,    бережного    отношения  к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий  для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе  социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм  поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Порядок  проведения  педагогическими  работниками  воспитательной  работы  во  внеучебное    время    с обучающимися,    осваивающими    содержание    образовательных  программ   общего   среднего   образования,   образовательной   программы   специального 

17 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 

образования   на уровне   общего   среднего   образования,   образовательной   программы  специального     образования     на уровне     общего     среднего     образования     для лиц  с интеллектуальной   недостаточностью,   образовательных   программ   профессионально- технического     образования,     образовательных     программ     среднего     специального  образования,     образовательных     программ     высшего     образования,     определяется  Министерством образования

7. Цели,    задачи,    содержание   и порядок    проведения    воспитательной    работы  с обучающимися     при     получении     образования     по специальностям     для воинских  формирований            и военизированных             организаций устанавливаются      актами  законодательства

Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа в учреждениях образования

Информационный часформа организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни страны.

Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.

Информационные часы проводятся еженедельно и должны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа − от 20 до 45 минут.

Организация информационного часа в учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.

Этапы подготовки информационного часа

  1. 1. Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.

Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

  1. Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретно сформулировать цель: какую информацию необходимо донести до молодежи? От ответа будет зависеть формат мероприятия: концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.
  2. Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.
  3. Распределение зон ответственности. Определение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей.

При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.

  1. Информационное наполнение рубрик должно быть направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.
  2. Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.
  3. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.
  4. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  5. Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.

В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:

  1. Краткий обзор свежих новостей.
  2. Введение в тему, статистические данные по проблеме.
  3. Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
  4. Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
  5. Форум – обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
  6. Рефлексия – обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой.

Примерные формы проведения информационного часа

Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» − мероприятие для учащейся молодежи  в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

«Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.

«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др.

Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами.

Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

Мастер-класс – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом).

Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее.

Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.

Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме.  Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.

Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:

разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;

развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;

разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;

повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.

Качество проведения информационного часа рекомендуется оценивать по различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывы обучающихся и студентов, которые они могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.

Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование  ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. 

Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.

Программа непрерывного воспитания детей и учащихся молодёжи

Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

Приложение 3

К инструктивно-методическому письму

«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования

в 2022/2023 учебном году»

 

Методические рекомендации

по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи

в учреждениях общего среднего образования

 

Общие положения

Одним из основных требований к организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО), согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), является обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи (статья 83 Кодекса). Право учащихся на социально-педагогическую поддержку и оказание психологической помощи гарантировано статьей 30 Кодекса. Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются в УОСО педагогом социальным и (или) педагогом-психологом (статья 88 Кодекса).

При наличии в штатном расписании УОСО должностей педагога социального и (или) педагога-психолога создается социально-педагогическая и психологическая служба (далее – СППС). СППС является структурным подразделением УОСО (статья Кодекса 22 и 148). Создание, реорганизация и ликвидация СППС в УОСО осуществляется на основании приказа руководителя, в котором указывается конкретный численный состав СППС и назначается ее руководитель.

СППС в УОСО не создается при отсутствии в штатном расписании УОСО должностей педагога социального и педагога-психолога, а также при наличии вакансии данных специалистов, а организацию социально-педагогической поддержки учащихся и (или) оказания им психологической помощи осуществляет руководитель учреждения. Совмещение или совместительство должности педагога-психолога в случае вакансии при отсутствии у совместителя соответствующей квалификации является нарушением Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи».

Круг обязанностей и объем работ, выполняемый конкретным специалистом СППС, уточняется и разъясняется в должностной инструкции специалиста на основании квалификационных требований и должностных обязанностей, указанных в выпуске 28 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС-28).

 

 

Порядок создания и функционирования СППС регулируется постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение о СППС). Порядок оказания психологической помощи определен Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи».

При разработке и утверждении руководителем Положения о СППС конкретного учреждения образования, должностных инструкций специалистов СППС необходимо выполнять требования нормативных правовых актов, учитывать специфику функционирования, контингента участников образовательного процесса, социума, наличие специалистов и порядок реализации ими конкретных функций.

В Положении о СППС УОСО необходимо:

уточнить функции СППС (пункт 7 Положения о СППС): привести их в соответствие с требованиями статьи 297 Кодекса и статьей 13 (часть 2) Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ЕКСДС-28. Должностные обязанности специалистов должны соответствовать перечисленным в Положении о СППС функциям. Неправомерно расширять обязанности специалистов за пределы функций, установленных в Положении об СППС;

привести в соответствие с перечнем планирующей документации, указанном в статье 297 Кодекса, методическими рекомендациями по организации индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) с обучающимися в учреждениях образования, с должностными инструкциями специалистов СППС перечень программно-планирующей документации (пункт 10 Положения о СППС);

конкретизировать текущее планирование специалистов СППС с учетом сложившихся в учреждении подходов к планированию и спецификой функционирования УОСО (планы на четверть или планы на полугодие) (абзац 3 пункта 16 Положения о СППС);

материалы СППС по социально-педагогической поддержке и оказанию психологической помощи, перечень отчетов и аналитических материалов по организации и оказанию помощи учащимся (абзацы 7, 8 пункта 16 Положения о СППС) привести в соответствие с требованиями Кодекса (статья 297), Кодекса Республики Беларусь от 06.01.2021 № 91-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (статья 13), Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи».

В целях создания условий для повышения эффективности социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи деятельность педагога социального и педагога-психолога в УОСО должна осуществляться в отдельных рабочих кабинетах. Рабочие кабинеты должны соответствовать санитарно-гигиеническим, техническим и методическим требованиям нормативных правовых актов Министерства образования, включать в себя функциональные зоны и оснащение, соответствующее основным направлениям, видам деятельности и должностным обязанностям конкретного специалиста.

Необходимо обеспечить наличие на сайте учреждения образования веб-страницы СППС, педагога социального и (или) педагога-психолога, на которой будут размещаться актуальная информация о деятельности СППС, специалистов, графики консультаций, объявления о мероприятиях и информация о результатах их проведения, рекомендации по возникающим вопросам развития, воспитания, обучения и социализации учащихся.

Эффективность социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи зависит от координации деятельности педагогов социальных и педагогов-психологов структурными подразделениями областных (Минского городского), районных (городских) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, социально-педагогическими центрами, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т.д., от установленных профессиональных и деловых контактов с субъектами профилактики, органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах административно-территориальной единицы функционирования УОСО.

Планирование деятельности по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи

Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи в УОСО осуществляется на основании плана работы СППС УОСО на год, который является разделом плана воспитательной работы УОСО (например, раздел «Обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи»).

При подготовке к планированию своей работы педагогу социальному и педагогу-психологу необходимо детально проработать и изучить требования нормативных правовых актов и изменения в них. Вид текущего планирования, с учетом сложившихся в учреждении подходов к планированию и специфики функционирования УОСО, определяется в Положении об СППС (на четверть, полугодие). В планах работы специалистов СППС детализируются и уточняются по дате ранее запланированные мероприятия в плане работы СППС УОСО на год, а также включаются мероприятия, диктуемые актуальной ситуацией.

План работы специалиста СППС должен максимально учитывать все направления, виды социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи и включать в себя мероприятия, обеспечивающие выполнение функций в соответствии с Положением об СППС УОСО, должностными обязанностями педагога социального, педагога-психолога.

Планирование деятельности по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи на очередной учебный год начинается с анализа работы в предыдущем учебном году, анализа справок и представлений, полученных по результатам проверок контролирующих органов и организаций, протоколов поручений комиссий по делам несовершеннолетних, Национальной комиссии по правам ребенка, решений координационных советов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18                 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Необходимо учитывать все факторы, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты работы СППС:

конкретные условия и потенциал УОСО (количественные и качественные характеристики кадрового, материально-технического, организационного и методического обеспечения, доступность и охват социально-педагогической поддержкой и оказанием психологической помощи целевых групп учащихся);

особенности и потребности участников образовательного процесса;

цикличность деятельности по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи (тематические месячники, декады, недели и др.).

С учетом выявленных проблем определяются задачи деятельности по направлениям, видам социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи. После того как сформулированы основные задачи, педагог социальный и педагог-психолог определяют, с помощью каких форм и методов работы и в какие сроки эти задачи могут быть выполнены. Далее планируются мероприятия, содействующие реализации задач на год, и вносятся в планы работы специалистов СППС по направлениям, видам деятельности с указанием сроков их выполнения.

Обращаем внимание, что согласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи» к видам психологической помощи относятся: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психологическое просвещение.

Психологическая диагностика согласно части 2 ст. 5 указанного Закона может являться составной частью любого вида психологической помощи, следовательно, мероприятия по психологической диагностике вносятся в план работы по соответствующему направлению, виду психологической помощи.

Документирование деятельности по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи в УОСО

Актуальные нормативные правовые документы, информационно-аналитические материалы, регламентирующие деятельность по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи, пособия, статьи по актуальным направлениям деятельности педагога социального и педагога-психолога размещены на национальном образовательном портале.

Перечень документов, обязательных для ведения СППС, определяется в соответствии с пунктом 16 Положения об СППС УОСО и номенклатурой дел УОСО.

Номенклатура дел СППС, педагога-психолога и педагога социального разрабатывается для того, чтобы организовать хранение и учет документов и дел, образующихся в процессе деятельности. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков хранения. Заголовки дел номенклатуры формулируются на основании действующих нормативных правовых актов и информационно-аналитических материалов по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи. Сроки хранения документов, включенных в номенклатуру дел, подбираются на основании действующего перечня документов, указанных в постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 «О перечне документов Национального архивного фонда Республики Беларусь». В тех УОСО, где локальным актом предусмотрено создание СППС, возможно объединение в номенклатуре дел дублирующих документов.

Ответственность за организацию делопроизводства в СППС, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами СППС, их сохранность возлагаются на руководителя СППС. Учет и контроль прохождения документов в установленные сроки, информирование руководителя СППС о состоянии их исполнения осуществляется согласно Инструкции по делопроизводству специалистом СППС, назначенным ответственным приказом руководителя УОСО.

Требования структурных подразделений областных (Минского городского), районных (городских) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования по ведению специалистами СППС документации, не утвержденной в нормативных правовых актах и информационно-аналитических материалах, являются необоснованными. Локальные акты, разрабатываемые для обеспечения социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи, должны быть основаны на положениях и требованиях нормативных правовых актов и информационно-аналитических материалов Министерства образования.

Документация, обязательная для ведения педагогом социальным и педагогом-психологом, определяется в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами и информационно-аналитическими материалами Министерства образования.

Например, педагог социальный и педагог-психолог принимают непосредственное участие в составлении и ведении таких документов, как:

положение о СППС учреждения образования;

приказ о создании СППС/об изменении состава;

должностные инструкции специалистов;

журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов, в том числе управлений, отделов по образованию, государственных и иных организаций, от граждан;

журнал учета сведений, об обучающихся, признанных находящимися в социально опасном положении (далее – СОП);

журнал учета посещений семей;

акты обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) УОСО;

журнал учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент;

план работы, протоколы заседаний Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и материалы к нему;

материалы по организации работы с несовершеннолетними, в    отношении которых в УОСО проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР);

материалы проведения социальных расследований;

материалы по организации в УОСО работы с детьми, признанными находящимися в СОП;

материалы по организации в УОСО работы с несовершеннолетними, признанными нуждающимися в государственной защите;

материалы по организации работы в УОСО с детьми-сиротами и     детьми, оставшимися без попечения родителей;

материалы по организации работы с несовершеннолетними, в отношении которых проводится комплексная реабилитация, и т.д.

Наличие у специалистов СППС вышеперечисленных документов определяется их включенностью в Положение об СППС и номенклатуру дел СППС/конкретного специалиста. Ответственность за составление и ведение документов определяется приказом руководителя учреждения образования.

Перечень обязательных документов СППС (пункт 16 Положения об СППС УОСО) включает:

план работы СППС УОСО на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования);

планы работы специалистов СППС УОСО (на четверть или полугодие);

аналитический отчет о работе СППС УОСО за год;

графики работы специалистов СППС УОСО;

социально-педагогическую характеристику УОСО;

материалы по организации социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи;

отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи;

журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

Определение ответственных по ведению обязательных документов СППС должно соответствовать их должностным обязанностям и уровню профессиональной компетентности.

Так, руководитель СППС несет ответственность за составление аналитического отчета о работе СППС УОСО за год, плана работы СППС УОСО на год, графиков работы специалистов СППС УОСО.

Педагог социальный принимает участие в составлении:

плана СППС УОСО на год;

аналитического отчета о работе СППС УОСО за год;

графика работы педагога социального СППС УОСО;

материалов по организации социально-педагогической поддержки учащихся.

Педагог социальный составляет:

план работы педагога социального СППС на период, определенный в Положении о СППС УОСО;

социально-педагогическую характеристику УОСО;

списки детей и семей на основании данных о контингенте учащихся в социально-педагогической и психологической характеристике УОСО;

отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по социально-педагогической поддержке учащихся.

Педагог социальный ведет журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

Педагог-психолог принимает участие в составлении:

плана СППС УОСО на год;

аналитического отчета о работе СППС УОСО за год;

графика работы педагога-психолога СППС УОСО;

материалов по организации и оказанию учащимся психологической помощи.

Педагог-психолог составляет:

план работы педагога-психолога СППС на период, определенный в Положении о СППС УОСО;

отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию учащимся психологической помощи.

Педагог-психолог ведет журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

Следует обратить внимание, что журнал учета консультаций участников образовательного процесса (далее – журнал учета консультаций) рекомендуется вести отдельно каждому специалисту СППС. В случае совмещения или совместительства должностей специалисту СППС рекомендуется вести один журнал учета консультаций. В соответствии с требованиями   Инструкции по делопроизводству, утвержденной  постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях», журнал является регистрационной и учетной формой документа и включает в себя следующие реквизиты: наименование вышестоящей организации (при ее наличии); наименование организации; наименование структурного подразделения или направления деятельности организации в соответствии с номенклатурой дел; индекс по номенклатуре дел; заголовок; год, в котором заводится; срок хранения.

Учет первичных и повторных обращений участников образовательного процесса к специалистам СППС ведется в журнале учета консультаций участников образовательного процесса. В данном журнале фиксируются: номер по порядку; дата обращения; фамилия, имя, отчество обратившегося; форма работы (очная, заочная); тема консультации; содержание консультации (излагается кратко, указываются основные рассмотренные вопросы и т.д.); примечания. В графе «Примечания», при необходимости, помечаются дальнейшие планируемые действия специалиста (например, «пригласить кого-либо на беседу, дать рекомендации педагогическим работникам» и т.д.) или рекомендованные обратившемуся действия, согласие или отказ с рекомендациями специалиста. Записи в журнале ведутся в хронологическом порядке.

В аналитическом отчете о работе СППС УОСО за год отражаются качественные и количественные показатели по всем направлениям деятельности в соответствии с планом работы СППС УОСО на год. Анализируя выполнение поставленных задач, специалисты указывают свои достижения, эффективные формы работы, а также возникшие затруднения, проблемы, которые необходимо решить в дальнейшем. Таким образом, определяются перспективы дальнейшей работы.

Графики работы педагога социального и педагога-психолога, утвержденные руководителем учреждения образования, размещаются при входе в рабочие кабинеты специалистов, на тематическом стенде, сайте УОСО и др., могут корректироваться в течение учебного года по согласованию с администрацией и специалистами.

Режим рабочего времени в графиках работы специалистов СППС в пределах 40 часов в неделю устанавливает руководитель УОСО на основании статей главы 10 Кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З «Трудовой кодекс Республики Беларусь». При определении начала и окончания рабочего дня, времени обеденного перерыва, рабочих и выходных дней необходимо учитывать особенности правил внутреннего распорядка УОСО, необходимость работы в шестой школьный день (субботу) и каникулярный период, посещения учащихся на дому в вечернее время, выполнение государственных и общественных обязанностей. В графиках работы указывается время проведения специалистами СППС индивидуальных консультаций, которое должно быть выбрано с учетом запросов участников образовательного процесса и обеспечения возможности обращения к специалисту в вечернее время, в шестой школьный день (субботу). В свою очередь, руководителю УОСО следует предусмотреть и обеспечить право на определение в графике работы педагога социального и педагога-психолога времени для:

изучения и обобщения опыта своей работы по социально-педагогической поддержке и оказанию психологической помощи в соответствии с пунктом 7 Положения о СППС УО;

совершенствования собственного профессионального мастерства, повышения квалификации в установленном порядке в соответствии с пунктом 20 Положения об СППС УО;

повышения своей профессиональной компетентности в соответствии с должностными обязанностями.

Корректировка графиков работы педагога социального и педагога-психолога в соответствии со статьями 101, 133 Кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З «Трудовой кодекс Республики Беларусь» чаще всего происходит в связи с выполнением ими государственных и общественных обязанностей, например явки в суд в качестве эксперта или специалиста.

Кроме сохранения среднего заработка по месту работы педагога социального и педагога-психолога за все время, затраченное в связи с выполнением профессиональных обязанностей (например, участие в уголовном, гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях, и т.д.), им могут быть положены компенсации за выполнение профессиональных обязанностей за пределами рабочего времени, которые определяются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1775 «Об отдельных суммах, подлежащих выплате в уголовном, гражданском, административном и хозяйственном процессах».

Необходимо обратить внимание, что для участия в уголовном, гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях в качестве эксперта или специалиста могут привлекаться педагоги УОСО, что определено в соответствующих кодексах Республики Беларусь. Порядок привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001 № 1533 «Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе».

Порядок подготовки запрашиваемых судами документов и порядок участия органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей, определен в методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь от 23.01.2018 «Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей».

К необходимой документации специалиста СППС относится так называемая рабочая документация, обеспечивающая и отражающая содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности в соответствии с ее видом (консультирование, коррекция, профилактика, просвещение, а также диагностика как составная часть любого вида социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи).

Все запланированные мероприятия по социально-педагогической поддержке учащихся и оказанию им психологической помощи при желании можно фиксировать в журналах учета видов работы, которые также являются рабочей документацией специалистов СППС, ведутся в свободной форме, так как их структура и содержание не регламентированы, определяются актуальными потребностями специалиста. Следует помнить, что ведение такого рода журналов педагогом-психологом об оказании психологической помощи подпадает под действие ст. 15 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010                          № 153-З «Об оказании психологической помощи», применяются только для служебного пользования и руководство СППС и педагог-психолог должны обеспечить условия для сохранения профессиональной тайны.

При реализации диагностического направления работы педагог социальный и педагог-психолог хранят материалы диагностических обследований, информацию (отчеты, заключения, справки и пр.) по итогам проведения обследований и т.д.

Педагог-психолог осуществляет психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников с целью осуществления психологической профилактики, выявления психологических проблем, уточнения их особенностей, а также с целью их возможной дальнейшей коррекцией. Применение педагогом-психологом методов и методик регулируется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 115/89 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи».

Педагог социальный осуществляет социально-педагогическую диагностику условий социализации личности учащегося с целью их возможной коррекции, а также диагностику социальных качеств личности, формирующихся как результат воспитания. Допускается его участие в проведении индивидуальной диагностики поведения и состояний учащегося, но анализировать и интерпретировать результаты такой диагностики имеет право только педагог-психолог.

Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи в виде консультирования фиксируется в журнале учета консультаций участников образовательного процесса.

Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи в виде коррекции обеспечивается программами, сценариями, планами и графиками проведения занятий, списками участников, а также кратким рефлексивным аналитическим материалом по итогам реализации программы или проведенных мероприятий.

Объем документации должен быть целесообразен для обеспечения процессуальной и содержательной сторон профессиональной деятельности. Оформляются лишь те виды документов, которые необходимы специалисту либо на оформление которых получен запрос (выписка, характеристика и др.).

Одним из условий оказания психологической помощи согласно части 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи» является согласие гражданина (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 18), поэтому целесообразно предусмотреть получение согласия на оказание психологической помощи при приеме (зачислении) учащегося для получения образования в УОСО.

К рабочей документации педагога социального и педагога-психолога относят:

социально-педагогические и психологические характеристики;

социально-педагогические и психологические заключения;

карты социально-педагогического и психологического сопровождения;

выписки из социально-педагогического и (или) психологического заключения, карты социально-педагогического и (или) психологического сопровождения и т.д.

Социально-педагогические и психологические характеристики отражают основные аспекты развития личности учащегося и позволяют при ознакомлении составить портрет учащегося либо группы учащихся в целом.

Социально-педагогические и психологические заключения структурируются в соответствии с концептуальными представлениями специалиста о процессах развития. Кроме фиксации значений различных показателей, заключение включает в себя блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: особенности развития, проблемы развития, прогноз развития и рекомендации.

Карты социально-педагогического и психологического сопровождения отражают совокупность сведений о личностных особенностях учащихся, проводимой работе, динамике изменений. Рекомендуются к составлению выборочно, только на тех учащихся, которые определены в списках учетных данных о контингенте детей и семей УОСО.

Выписка из документации педагога социального и педагога-психолога предоставляется за подписью руководителя учреждения образования по письменному запросу учащихся (старше 14 лет), их законных представителей, педагогов, руководителя учреждения образования, официальному запросу учреждений и организаций. Основным текстом выписки является адаптированный для получателя вариант той части заключения или карты сопровождения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития учащегося, а также даны рекомендации.

Документация, содержащая сведения об социально-педагогической поддержке учащихся и оказании им психологической помощи, применяется только для служебного пользования. В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 33 Кодекса законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на получение информации о всех видах обследования учащихся. Предоставление информации о факте обращения и оказания психологической помощи осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи».

Для решения вопросов взаимодействия с заинтересованными структурами и органами специалисты СППС могут направлять в их адрес письма или ходатайства. Ходатайства могут направляться в случае, если специалисты СППС вместе с другими педагогическими работниками и администрацией учреждения образования не могут разрешить имеющиеся проблемы.

Структура ходатайства учреждения образования в государственные и негосударственные организации, правоохранительные и судебные органы, органы опеки и попечительства для организации взаимодействия и сотрудничества включает в себя обозначение проблемы, описание проделанной работы, конкретную просьбу. Подписывает ходатайство руководитель учреждения образования.

Документация социального педагога и педагога-психолога является конфиденциальной, должна храниться в месте, недоступном для посторонних, каждый вид документа имеет свои сроки хранения в соответствии с законодательством.

При увольнении педагог социальный и педагог-психолог передают документацию руководителю учреждения образования.

Грамотно подобранная и тщательно оформленная документация может оказаться важным показателем того, что именно было сделано за тот или иной период времени, по тому или иному вопросу, направлению работы специалиста, насколько это удалось, что еще можно сделать, чтобы улучшить результаты деятельности. Она помогает фиксировать изменения и результаты, анализировать и делать выводы, осуществлять стратегическое и текущее планирование, подводить итоги, составлять отчеты. И, наконец, она содействует имиджу специалиста, становится очевидным доказательством его компетентности и добросовестного отношения к своей профессии.

 

Образовательные стандарты общесреднего образования

Образование и молодёжная политика

Государственные программы и национальные планы

Актуальные теоретические аспекты организации процессов планирования

Организация школьной службы медиации

Способы осуществления воинского учета

ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПРИЗЫВНИКОВ И ВОЕННООБЯЗАННЫХ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ФОРМА ОТЧЕТА О КАНДИДАТАХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ВОЕННЫМ КОМИССАРИАТАМ В ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

(Материал для проведения лекции (1-14 стр.);

приложение 1: Вариант перечня мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, на примере военного комиссариата Борисовского и Крупского районов Минской области в 2021/2022 учебном году (стр. 15-16).

 

Вопросы:

  1. Воинский учет призывников и военнообязанных в учреждении образования.
  2. Форма отчета о кандидатах для поступления в военные учреждения образования.
  3. Методы оказания помощи военным комиссариатам в отборе кандидатов для поступления в военные учреждения образования.

 

Введение

Среди основных направлений деятельности Республики Беларусь в сфере обеспечения защиты страны, на первом месте стоит создание законодательных и правовых гарантий обеспечения обороны государства.

Значимое место в данном аспекте отводится профориентационной работе военно-патриотической направленности, осуществляемой с призывниками и военнообязанными. Главным направлением в данном вопросе является работа с кандидатами для поступления в учреждения образования, осуществляющие подготовку военных кадров, т.к. основа Вооруженных Сил – офицеры, чья «профессия – Родину защищать».

  1. Воинский учет призывников и военнообязанных в учреждении образования

Это направление работы закреплено в следующих нормативных правовых актах:

- Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (с изм. и доп.);

- Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (с изм. и доп.);

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (с изм. и доп.), утвердившее Положение о воинском учете;

- Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» и - ряде других актов.

Согласно Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон), регулирующего современную систему воинского учета в государстве, воинский учет – это государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов; призывник – гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку; военнообязанный – гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований.

Воинский учет призывников в местных исполнительных и распорядительных органах, военных комиссариатах и организациях ведется в порядке определяемым Законом и Положением о воинском учете, утвержденном Правительством Республики Беларусь (далее – Положение о воинском учете).

Целью воинского учета является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности.

Основными задачами воинского учета являются:

определение количественного и качественного состава призывных и военнообязанных ресурсов в интересах их рационального и эффективного использования для обеспечения обороны и военной безопасности государства;

документирование сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

Все призывники и военнообязанные подлежат воинскому учету. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, КГБ, органами внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами и иными организациями.

Воинский учет призывников и военнообязанных в местных исполнительных и распорядительных органах, военных комиссариатах (обособленных подразделениях) и организациях ведется в порядке, определяемом Законом и Положением о воинском учете.

По объему содержащейся информации воинский учет призывников и военнообязанных подразделяется на количественный, персонально-качественный и персонально-первичный. Военнообязанные также состоят на общем или специальном воинском учете.

Количественный и персонально-качественный воинский учет призывников и военнообязанных осуществляется военными комиссариатами (обособленными подразделениями).

Персонально-первичный воинский учет призывников и военнообязанных в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), осуществляется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Персонально-первичный воинский учет работающих (обучающихся) призывников и военнообязанных осуществляется государственными органами, иными организациями, в которых они работают (учатся) и содержит биографические данные, данные о прохождении военной службы, службы в резерве, военных сборов, трудовой деятельности. На эти органы и организации также возлагается обязанность внесения предложений военным комиссариатам (обособленным подразделениям) по бронированию военнообязанных в своих интересах.

Личными документами воинского учета военнообязанных являются:

Военный билет, временное удостоверение, удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (при зачислении военнообязанных на специальный воинский учет).

На общем воинском учете состоят военнообязанные, не забронированные за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени.

Первоначальный прием на воинский учет граждан мужского пола в год достижения ими 16-летнего возраста осуществляется при проведении их приписки к призывным участкам. Приписка граждан к призывным участкам проводится ежегодно в январе-апреле по их месту жительства.

Первоначальный прием на воинский учет граждан женского пола после получения ими специальности, при наличии которой они подлежат приему на воинский учет, а также приписка граждан мужского пола, своевременно не приписанных к призывным участкам, осуществляются в течение всего календарного года.

Приписка граждан к призывным участкам осуществляется комиссиями, создаваемыми районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами в следующем составе:

председатель комиссии – военный комиссар района (города) (руководитель обособленного подразделения);

члены комиссии – работники военного комиссариата (обособленного подразделения), а также врачи-специалисты государственных организаций здравоохранения, участвующие в медицинском освидетельствовании призывников: хирург, терапевт, невролог, психиатр, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог, а при необходимости – врачи других специальностей;

секретарь комиссии – из числа среднего медицинского персонала государственных организаций здравоохранения.

Для обеспечения работы врачей-специалистов привлекается средний медицинский персонал.

На комиссии по приписке граждан к призывным участкам возлагаются:

организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, а также определение их категории годности и предназначения к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья;

направление в государственные организации здравоохранения граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении;

рассмотрение вопросов об освобождении граждан от приписки к призывным участкам;

определение предварительного предназначения граждан для использования на военной службе;

предварительный отбор на добровольной основе граждан для направления в военные учебные заведения;

отбор граждан, годных по состоянию здоровья и другим показаниям для подготовки по специальностям, родственным военно-учетным.

Руководители организаций ежегодно в сроки, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь, представляют в соответствующие военные комиссариаты (обособленные подразделения) списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.

Граждане, подлежащие приписке к призывным участкам, обязаны прибыть в военные комиссариаты (обособленные подразделения) или на призывные пункты в сроки, указанные в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, и предъявить необходимые документы. Перечень этих документов указывается в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, проводится врачами-специалистами комиссий по приписке граждан к призывным участкам. Персональный состав врачей-специалистов и среднего медицинского персонала согласовывается с руководителями соответствующих государственных организаций здравоохранения и по представлениям военных комиссаров (руководителей обособленных подразделений) утверждается решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о категории годности гражданина к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья комиссия по приписке граждан к призывному участку направляет его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в государственные организации здравоохранения для уточнения диагноза заболевания.

Гражданину, приписанному к призывному участку, выдается удостоверение призывника, разъясняются права и обязанности призывника, правила воинского учета и порядок прохождения обязательной подготовки к военной службе.

Граждане, уволенные с военной службы и службы в резерве в запас Вооруженных Сил, органов государственной безопасности, а также иные граждане, подлежащие постановке на воинский учет, принимаются на воинский учет в военных комиссариатах (обособленных подразделениях) или управлениях КГБ по областям по месту жительства.

Призывники и военнообязанные при изменении места жительства принимаются на воинский учет в военном комиссариате (обособленном подразделении) и (или) ином органе, осуществляющем воинский учет, по их новому месту жительства. Снятие призывников и военнообязанных с воинского учета в военном комиссариате (обособленном подразделении) и ином органе, осуществляющем воинский учет, по их прежнему месту жительства производится на основании сообщения военного комиссариата (обособленного подразделения), иного органа, осуществляющего воинский учет, о приеме их на воинский учет по новому месту жительства.

Граждане, уволенные из органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – органы финансовых расследований), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и имеющие специальные звания (за исключением граждан мужского пола призывного возраста, прослуживших в указанных органах менее 24 месяцев и не прошедших ранее срочную военную службу, службу в резерве), военным комиссаром зачисляются в запас и принимаются на воинский учет военнообязанных в соответствующих специальных званиях.

Граждане мужского пола призывного возраста, уволенные из указанных органов и подразделений (за исключением курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь), прослужившие в них менее 24 месяцев и не прошедшие ранее срочную военную службу, службу в резерве, принимаются на воинский учет призывников.

Снятию с воинского учета подлежат граждане:

проходящие военную службу;

проходящие службу в резерве;

проходящие альтернативную службу;

проходящие службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и имеющие специальные звания;

получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;

отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы.

Исключению с воинского учета подлежат граждане:

признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;

достигшие предельного возраста состояния в запасе;

военнообязанные женского пола, имеющие двух и более детей в возрасте до 16 лет;

в отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;

отбывающие наказание в виде пожизненного заключения, приговоренные к смертной казни;

умершие либо признанные в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленные умершими.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете в военном комиссариате (обособленном подразделении) по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), – в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы);

являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет;

при увольнении с военной службы, службы в резерве в запас, а также со службы в органах и подразделениях, указанных в части четвертой статьи 17 Закона, явиться в месячный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет;

сообщать в недельный срок в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места жительства в пределах административно-территориальной единицы или места пребывания;

при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по новому месту жительства. В случае отказа в регистрации по новому месту жительства граждане обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного отказа в регистрации по новому месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства;

при выезде за границу на срок более шести месяцев лично прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, – в управление КГБ по области по месту жительства и сообщить об этом; по прибытии из государства временного пребывания в месячный срок лично прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, – в управление КГБ по области по месту жительства и сообщить об этом;

иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, военный билет офицера запаса (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, военного билета офицера запаса), положения о которых утверждены Министерством обороны Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;

иметь и хранить военный билет офицера запаса органов государственной безопасности (временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса), положение о котором утверждено Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в управление КГБ по области по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;

исполнять иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места жительства в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства.

Говоря о конкретной работе, связанной с воинским учетом в организациях, куда относятся и учреждения образования, необходимо учитывать положения главы 6 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (с изм. и доп., внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 742), утвердившего «Положение о воинском учете», где определено, что руководство военно-учетной работой в организации возлагается на ее руководителя, который несет персональную ответственность за воинский учет в соответствии с законодательством.

Руководитель организации должен наделить полномочиями по непосредственному выполнению мероприятий воинского учета, назначенного для этого работника (работников) организации (как правило это заместитель директора учреждения образования по учебной работе, в учреждении высшего образования – начальник отдела кадров (организуется работа военно-учетного стола)), о чем издается приказ руководителя организации. Выписка из приказа направляется в военный комиссариат. Этим же приказом назначается лицо, замещающее на период отсутствия основного работника, ведущего воинский учет, порядок передачи и место хранения документов воинского учета. Перед подписанием акта наличие бланков специального учета, числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата.

В организациях осуществляется персонально-первичный воинский учет по личным карточкам, из которых составляется картотека.

Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник.

Руководитель организации обязан обеспечить сохранность документов воинского учета, к которым имеют доступ только он и работники по воинскому учету.

Основными документами, на основании которых заполняются личные карточки, являются:

для призывников – паспорт, удостоверение призывника;

для военнообязанных – паспорт, военный билет, военный билет офицера запаса органов государственной безопасности.

Для ведения воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники по воинскому учету) организаций обязаны:

выполнять требования, установленные в статье 9 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»;

проверять при приеме на работу (учебу) у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных (прежде всего имеется ввиду такая категория как преподаватели) – военные билеты;

установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете по месту жительства (призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после их приема на воинский учет);

направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет по месту их жительства;

заполнять на всех призывников и военнообязанных личные карточки;

при приеме граждан на воинский учет проверять подлинность удостоверений призывников, военных билетов, военных билетов офицеров запаса органов государственной безопасности, а при обнаружении в удостоверениях призывников, военных билетах, неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов сообщать об этом в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение). При приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета владельцу документа выдается расписка;

обеспечить полноту и достоверность воинского учета призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в организациях;

вносить в личные карточки изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства и другие изменения, в месячный срок письменно сообщать о произошедших изменениях в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение), а о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям;

ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах, военных билетах офицеров запаса органов государственной безопасности, представлять эти карточки для сверки с учетными данными по требованию военных комиссариатов районов (городов) (обособленных подразделений), местных органов власти, ведущих воинский учет, а карточки офицеров запаса органов государственной безопасности – в управления КГБ по областям;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет, управления КГБ по областям;

ежегодно до 1 декабря представлять в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке в следующем календарном году;

по требованию военного комиссариата оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты;

сообщать в недельный срок в военные комиссариаты районов (городов) о всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы;

направлять по запросам военного комиссара района (города) (обособленного подразделения), начальника управления КГБ по области сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации, в том числе о забронированных военнообязанных;

при снятии (исключении) граждан с воинского учета делать соответствующие отметки об этом в личных карточках.

Личные карточки граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, подлежат изъятию из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата района (города) (обособленного подразделения), управления КГБ по области, местного органа власти, ведущего воинский учет, затем уничтожаются в установленном порядке.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся):

план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных; картотека личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете в организации; приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета; расписки в приеме документов воинского учета;

журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных;

справочная информация, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;

служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронированию военнообязанных в организации;

другие документы по ведению воинского учета.

План работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных согласовывается с военным комиссаром района, его утверждает руководитель организации.

Контроль за ведением воинского учета в организациях возлагается на военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет.

 

  1. Форма отчета о кандидатах для поступления в военные учреждения образования

Как уже было определено, в постановлении Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» закреплены формы воинского учета граждан, но не для поступления в учреждения образования. В связи с этим, в каждом военном комиссариате установлена своя форма отчета о кандидатах для поступления в военные учреждения образования.

В данном контексте важно единообразное понимание порядка работы с кандидатами для поступления в военные учреждения образования для подготовки лиц, чья «профессия – Родину защищать» и ведения установленной отчетности. На примере одного из военкоматов (изучив и другие формы), предлагается следующая форма учета граждан, изъявивших желание поступать в ввузы:

категория кандидата на обучение;

фамилия, имя, отчество;

дата рождения;

РВК;

учреждение военного образования, факультет, специальность;

контактный телефон;

ответственное лицо (контактные данные);

результаты профессионального психологического отбора, вступительных испытаний.

Так как данная форма нормативно не закреплена, представляется вариант содержания сведений военного комиссариата о предварительном профессиональном отборе кандидатов для поступления в учреждения образования Республики Беларусь, в которых осуществляется подготовка офицерских кадров, и военно-учебные заведения Российской Федерации (Приложение 1).

 

  1. Методы оказания помощи военным комиссариатам в отборе кандидатов для поступления в военные учреждения образования

Безусловно, ведущую роль в оказании помощи военным комиссариатам в отборе в учреждениях образования учащихся для поступления в военные учреждения образования играют руководители по военно-патриотическому воспитанию.

Причем в данную работу включаются все категории обучающихся: не только юноши, но и девушки, т.к. по многим специальностям силового профиля имеется потребность именно в представительницах прекрасного пола.

Работа по отбору учащихся для поступления в военные учреждения образования организуется по двум основным направлениям: профессиональной ориентации к поступлению в военные вузы и выявлению потенциальных кандидатов, обладающих необходимыми личностными качествами, и их мотивированию.

Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии носит системный характер. Соответствующие профориентационные мероприятия включаются как отдельными мероприятиями в планы мероприятий учреждения образования на учебный год, так и осуществляются в рамках проводимых мероприятий по военно-патриотическому воспитанию. При этом видится целесообразным насыщение профориентационными мероприятиями в период проведения вступительной кампании – с февраля-марта по май.

Следует учесть, что методические агитационные материалы разрабатывает Военная академия Республики Беларусь и распространяет их в учреждения образования через военные комиссариаты.

Соответственно данные профориентационные материалы должны быть размещены на информационных стендах и использоваться в агитационной работе руководителями по военно-патриотическому воспитанию.

Профессиональная ориентация учащихся проводится руководителем по военно-патриотическому воспитанию с участием представителей военных вузов (прежде всего непосредственно курсантов, выпускников школы, проходящих военную службу в рядах Вооруженных Сил), военных комиссариатов, соединений и воинских частей (прежде всего закрепленных за учреждением образования), действующих офицеров (в том числе родителей-военнослужащих, дети которых обучаются в данном учреждении образования), ветеранов-интернационалистов, ветеранов Вооруженных Сил по следующим направлениям:

  1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь, факультетах и специальностях (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах. При этом в рамках информирования необходимо доводить информацию о льготах военнослужащих, перспективах гарантированного трудоустройства и служебного роста, обеспечения жильем, высокой стипендией у курсантов и денежным довольствием военнослужащих, обеспечении вещевым имуществом за счет государства и т.п.
  2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности.

При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.

Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.

Одновременно в интересах профориентационной работы необходимо использовать и потенциал классных (информационных) часов, а также плановых занятий по предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

На примере военкомата Борисовского и Крупского районов Минской области предлагается вариант плана мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, в 2021/2022 учебном году (Приложение № 2).

Выявление потенциальных кандидатов для поступления в военные учреждения образования осуществляется руководителем по военно-патриотическому воспитанию в процессе:

образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

факультативных занятий военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества»);

реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля – «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»);

проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта;

проведения военно-спортивных игр и спартакиад допризывной молодежи;

проведения учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;

проведения спортивно-патриотических лагерей;

организации оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля;

поисковой деятельности и работы с военно-историческими клубами и объединениями (клубами исторической реконструкции);

посещения (экскурсий) воинских частей (военных учебных заведений);

участия учащихся в патриотических проектах и конкурсах.

Реализация указанных выше подходов позволит сформировать резерв учащихся к поступлению в военные учреждения образования, которых руководителю по военно-патриотическому воспитанию во взаимодействии с представителями военных комиссариатов необходимо будет сопровождать, в том числе в период подачи документов в рамках вступительной кампании и сдачи вступительных испытаний.

Заключение

Реализация указанных выше подходов в организации учета военнообязанных в учреждении образования, активизация профориентационной работы в учреждении образования, сочетание в этой деятельности проверенных временем действенных форм работы с учащимися и внедрение новых креативных подходов и форм совместной работы позволит усилить военно-патриотическую работу со школьниками и мотивировать на внесение своего вклада в обеспечение военной безопасности страны.

 

Приложение 1

 

Вариант перечня мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, на примере военного комиссариата Борисовского и Крупского районов Минской области в 2021/2022 учебном году

 

 

№ п/п

Мероприятия

Срок проведения

Ответственный исполнитель

1.           

Анализ работы по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в военно-учебные заведения (далее – ВУЗ) в 2020/2021 учебном году

до 30 октября 2021

ВК РВК, НОПВС, НОГ

2.           

Проведение инструкторско-методического занятия с должностными лицами РВК (ОГ), участвующими в агитационной работе по вопросам поступления гражданской молодежи в ВУЗ

до 2 ноября 2021

ВК РВК

3.           

Проведение встреч с учащимися и их родителями с целью проведения агитационной работы по вопросам поступления гражданской молодежи в ВУЗ:

 

 

представителей ВУЗ

по согласованию

ВК РВК, НОГ

представителей воинских частей

по согласованию

представителей РВК (ОГ)

с ноября 2021

по апрель

ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов

по согласованию

членов Белорусского союза офицеров

по согласованию

курсантов ВУЗ (в период каникулярного отпуска)

январь

4.           

Уточнение Перечня УО, расположенных на административной территории районов

до 2 ноября 2021

НОПВС, НОГ

5.           

Согласование графика встреч представителей военного комиссариата (ВУЗ, воинских частей) с учащимися и их родителями по вопросам проведения информационно-рекламной работы поступления в ВУЗ с:

до 4 ноября 2021

 

 

НОПВС, НОГ

 

 

руководителями по военно-патриотическому воспитанию УО

командирами воинских частей

6.           

Разработка и утверждение Плана мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, проводимых в 2021/2022 учебном году

до 5 ноября 2021

ВК РВК, НОПВС, НОГ

7.           

Информационно-рекламные материалы об итогах конкурсных испытаний в 2021 году, условиях и порядке поступления в ВУЗ:

 

 

размещение на информационных стендах РВК (ОГ)

до 9 ноября 2021

НОПВС, НОГ

размещение в региональных СМИ

с ноября 2021

по апрель, ежемесячно

ВК РВК, НОПВС, НОГ

выступление в региональной радиосети

ноябрь 2021;

февраль

ВК РВК, НОГ

выступление на местном телевидении

декабрь 2021;

январь

ВК РВК, НОГ

размещение на порталах сети Интернет

с ноября 2021

по апрель, еженедельно

ВК РВК,

НОПВС, НОГ

размещение на информационных стендах УО

до 15 ноября 2021

НОПВС, НОГ

8.           

Контроль наличия стендов с обновляемой информацией о ВУЗ, наличие справочников для поступающих в ВУЗ в УО, доступность их для ознакомления учащимися

ежемесячно

НОПВС, НОГ

9.           

Участие в Днях открытых дверей с привлечением гражданской молодежи и их родителей с последующим посещением памятных мест (Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны и др.):

 

 

УО «Военная академия Республики Беларусь»

30 октября 2021,

26 марта

ВК РВК, НОГ

военно-медицинский институт в УО «БГМУ»

23 октября 2021,

26 февраля

военный факультет (далее – ВФ) в БГУ

23 октября 2021,

12 февраля

военно-технический факультет в БНТУ

26 марта

ВФ в УО «БГУИР»

19 ноября 2021,

12 февраля,

19 марта

военно-транспортный факультет в УО «БГУТ»

16 октября 2021

ВФ в УО «ГрГУ им Я.Купалы»

19 марта

ВФ в УО «БГАА»

20 марта

воинские части

по согласованию

ВК РВК*, НОГ*

10.           

Проведение сбора с руководителями по военно-патриотическому воспитанию учреждений образования на базе военного комиссариата района (отдела образования, спорта и туризма райисполкома)

январь

ВК РВК

11.           

Организация пункта военно-профессиональной консультации с привлечением специалистов-социологов, психологов, представителей воинских частей и вузов

с ноября 2021

по март 2022

ВК РВК

12.           

Организация и проведение выставок вооружения и техники в районных центрах

с декабря 2021

по апрель

ВК РВК

13.           

Агитация и доведение до учащихся, подлежащих приписке к призывным участкам, и их родителями приоритетность и порядок поступления в ВУЗ

январь-май

НОПВС*, НОГ

14.           

Участие в праздновании государственных праздников с привлечением гражданской молодежи:

 

 

День защитников Отечества и Вооруженных Сил («Урок мужества»)

22-23 февраля

ВК РВК, НОГ

День Победы

9 мая

ВК РВК, НОГ

15.           

Принятие участия в мероприятиях «ШАГ»

ежемесячно

ВК РВК, НОГ

16.           

Организация и проведение Дня призывника с привлечением гражданской молодежи

апрель

ВК РВК, НОПВС, НОГ

17.           

Организация и проведение:

 

 

прием заявлений у граждан

постоянно

НОПВС, НОГ

врачебная комиссия с правами военно-врачебной комиссии

январь-май

предварительный профессиональный отбор

18.           

Оформление и передача учебных дел кандидатов для поступления в ВУЗв военный комиссариат области

до 10 апреля

НОПВС, НОГ

19.           

Представление донесений (отчетов):

 

 

 

списки кандидатов для поступления в ВКО

еженедельно,

по пятницам

до 13.00

НОПВС, НОГ

 

сведения о мероприятиях военно-профессиональной ориентации с указанием даты, времени и места, ответственного за проведение с указанием телефона и порядка взаимодействия, спланированных к проведению в ВКО:

с 1 января по 31 марта;

 

с 1 апреля по 31 июля

 

 

 

 

до 22 декабря 2021,

до 22 марта

 

 

НОПВС, НОГ

 

информация о выполненных мероприятиях планов военно-профессиональной ориентации граждан и результатах их проведения, в том числе проблемных вопросах по организации названной деятельности и предложениях по их решению в ВКО

ежемесячно

к 20 числу

НОПВС, НОГ

 

информация, опубликованная в СМИ, в группу «Мы пишем, о нас пишут»

постоянно,

в течении суток с момента опубликования

НОПВС, НОГ

 

сведения о количестве кандидатов, поступающих в ВУЗ

с 14 января

по 29 апреля, еженедельно

по пятницам

до 13.00

НОПВС, НОГ

 

3/ВО (О предварительном отборе кандидатов) в ВКО

20 января,

20 февраля,

20 марта

НОПВС, НОГ

 

3/ВО (О предварительном отборе кандидатов. Итоговое) в ОВК

5 апреля

НОПВС, НОГ

 20.            

Доведение информации о работе приемных комиссии в ВУЗ до кандидатов

до 10 июля

НОПВС, НОГ

Справочно:

ВК РВК – военный комиссар района(ов);

НОПВС – начальник отдела призыва на военную службу военного комиссариата района(ов);

НОГ – начальник обособленной группы военного комиссариата районов