Формы проявления школьной дезадаптации
Форма дезадаптации
|
Причины |
Первичный запрос |
Коррекционные мероприятия |
Несформированность навыков учебной деятельности. |
– педагогическая запущенность; – недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; – отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей; – писхотравма. |
Плохая успеваемость по всем предметам.
|
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. |
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности. |
– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); – потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); – доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми); – психотравма. |
Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость. |
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность) |
– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей; – минимальная мозговая дисфункция; – общая соматическая ослабленность; – задержка развития; – слабый тип нервной системы; – психотравма. |
Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. |
Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика. |
Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”. |
Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем); психотравма. |
Страхи, тревожность |
Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей. |
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности. |
– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка; – психологическая неготовность к школе; – разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома; – психотравма. |
Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте. |
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |