Рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в адаптации

Формы проявления школьной дезадаптации

Форма дезадаптации

 

Причины

Первичный запрос

Коррекционные

мероприятия

Несформированность

навыков учебной

деятельности.

– педагогическая запущенность;

– недостаточное интеллектуальное

и психомоторное

развитие

ребенка;

– отсутствие помощи и внимания

со стороны родителей и учителей;

– писхотравма.

Плохая успеваемость по

всем предметам.

 

 

Специальные беседы с

ребенком, в ходе

которых надо

установить причины

нарушений учебных

навыков и дать

рекомендации

родителям.

Неспособность к

произвольной

регуляции внимания,

поведения и учебной

деятельности.

– неправильное воспитание в

семье (отсутствие внешних норм,

ограничений);

– потворствующая гипопротекция

(вседозволенность, отсутствие

ограничений и норм);

– доминирующая гиперпротекция

(полный контроль действий

ребенка взрослыми);

– психотравма.

Неорганизованность,

невнимательность,

зависимость от взрослых,

ведомость.

Работа с семьей; анализ

собственного поведения

учителей с целью

предотвратить

возможное

неправильное поведение

Неумение

приспособиться к

темпу учебной жизни

(темповая

неприспособленность)

– неправильное воспитание в

семье или игнорирование

взрослыми индивидуальных

особенностей детей;

– минимальная мозговая

дисфункция;

– общая соматическая

ослабленность;

– задержка развития;

– слабый тип нервной системы;

– психотравма.

Длительное

приготовление уроков,

утомление к концу дня,

опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по

преодолению

оптимального режима

нагрузки ученика.

Школьный невроз или

“боязнь школы”,

неумение разрешить

противоречие между

семейными и

школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за

границы семейной общности –

семья не выпускает его (у детей,

родители которых используют их

для решения своих проблем);

психотравма.

Страхи, тревожность

Необходимо

подключение психолога

– семейная терапия или

групповые занятия для

детей в сочетании с

групповыми занятиями

для их родителей.

Несформированность

школьной мотивации,

направленность на

нешкольные виды

деятельности.

– стремление родителей

"инфантилизировать" ребенка; 

– психологическая неготовность к

школе;

– разрушение мотивации под

воздействием неблагоприятных

факторов в школе или дома;

– психотравма.

Нет интереса к учебе,

"ему бы играть",

недисциплинированность,

безответственность,

отставание в учебе при

высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ

собственного поведения

учителей с целью

предотвратить

возможное

неправильное

поведение.