Работа педагога по профилактике суицидального поведения

 Роль педагога в работе с суицидальными детьми

 Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.        

Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

         Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства:

-  избавиться от невыносимых переживаний,

-  уйти из травмирующих условий,

-  вызвать жалость и сострадание,

-  добиться помощи и участия,

-  отомстить,

-  привлечь внимание к своим проблемам.

 

Признаки суицидального риска

 

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Роль педагога в работе с суицидальными детьми

         Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.

         Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

         Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

         Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Некоторые признаки желания покончить с собой:

проблемы со сном, потеря аппетита, апатия;

склонность к уединению,  отчуждению;

побеги из дома;

резкие изменения во внешности и поведении;

злоупотребление алкоголем и наркотиками;

возбужденное или агрессивное состояние;

разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки,

изображающие всё в черном свете, отображающие жестокость, особенно, направленную на себя;

угрызения совести, самобичевание;

чувство безнадежности, тревога, депрессия, плач без причины;

раздача личных вещей;

неспособность сосредоточиться на какой-либо проблеме, долго оставаться внимательным;

утрата интереса к любимым занятиям;

неожиданное ухудшение успеваемости, пропуски занятий и проблемы поведения в школе;

членство в группировке или секте;

эйфория после депрессии и т. п.

Руководство к помощи, или что нужно знать помощнику.

Обычные люди могут успешно помогать друг другу. Есть много такого, что может сделать непрофессионал. Нужно просто хотеть выслушать человека, пережившего горе и испытывающего боль. Это самое главное, что делает хороший психотерапевт, и это могут делать друг для друга обычные люди. Вы должны знать, что в качестве помощника вы:

не должны улаживать дела, решать проблемы за человека;

вам не надо находить «нужный» ответ, предлагать свои советы и решения.

Человеку нужна помощь в нахождении собственных ответов и решений. Понимание человеком смысла произошедшего корректируется само, если ему дают возможность произвести такую коррекцию. При благоприятном эмоциональном климате понимание происходящего улучшается, а не ухудшается. Человек сам приходит к продуктивным ответам.

Хорошее выслушивание предшествует хорошему разговору. Хороший разговор помогает людям сфокусировать внимание на том, что означает для них событие, а затем изменить фокус. Именно эта фокусировка, а затем изменение фокуса, происходящие в атмосфере безопасности, приводят к исцелению.

Существуют правила хорошего выслушивания. Выслушивание ставит своей целью помочь людям сфокусировать внимание на том, что они уже знают. Информация, имеющаяся внутри,  может быть пугающей, ее бывает трудно осознавать. Выслушивание направляет  на то, чтобы сделать безопасным осознание того, что уже известно.

Некоторые правила хорошего выслушивания

Чтобы кого-то выслушать, важно искреннее желание услышать, что этот человек собирается сказать. Необходимо уважение к его образу мысли. Нужен искренний интерес – чувство, свободное от готовых мнений о том, что человек должен думать и чувствовать. Это также способность побороть желание перебить, утешить, поправить, рассказать свою историю.

Отражение сказанного. Это можно сделать своими словами или словами собеседника. Но цель – уловить сущность того, что вам говорят, и повторить это собеседнику. Если вы чем-то озадачены или чего-то не поняли, скажите об этом собеседнику. Без колебаний просите уточнения. Это поощряет говорящего точнее излагать свои мысли и чувства. Ваше притворство, что вы все поняли, рано или поздно раскроется.

Высказывайте то, что вы чувствуете, когда слушаете. Будьте честны и старайтесь высказываться позитивно. Ваша задача – дать свою реакцию, а не совет, не слова утешения; вызвать у говорящего чувство, что его услышали и отреагировали на его слова. Суть в том, чтобы не перебивать человека, не вмешиваться со своей потребностью выразить себя, а дать собеседнику «зацепку», которая может продвинуть его вперед в его размышлениях.

Ищите сдвиги в осмыслении, когда собеседник, хотя бы временно, видит обстоятельства несколько иначе, под другим углом зрения. Именно это признак того, что произошло нечто полезное.

Будьте готовы к тому, что процесс может идти медленно. К одним и тем же проблемам иногда приходится возвращаться вновь. Смысл изменяется медленно. Будьте терпеливы.

Будьте готовы отойти в сторону. Людям часто нужны время и пространство, чтобы самостоятельно прорабатывать проблему, затронутую в разговоре. Если вы поймете, что нужно именно это, то скажите человеку, что вы всегда готовы помочь ему, что вы готовы выслушать его опять, когда он захочет поговорить.