Готовлюсь к экзаменам

Готовлюсь к экзаменам

Не секрет, что у многих из вас существует страх перед экзаменами. Это не то естественное волнение, которое неизбежно в данной ситуации, а просто страх, который мешает вам готовиться к экзаменам, заставляет бояться того, что на экзамене вы «засыплетесь».

Какие же причины могут лежать в основе такого страха? Это может быть от того, что нервная система не справляется с той нагрузкой, которую создает ситуация повышенной ответственности на экзамене, а также от того, что организм может быть ослаблен после болезни или из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок.

Но гораздо чаще глубокий страх перед экзаменами возникает в результате других причин. Как правило, он возникает не в результате какой-нибудь неудачи самой по себе, а в результате понимания своей беспомощности перед лицом надвигающейся опасности или неприятности. Если же человек понимает, что он слабо знал материал, мало готовился (т.е. видит причины своей неудачи), то это не вызывает у него страха перед экзаменами.

Другое дело, когда человек боится экзамена потому, что убежден, что он не сумеет ответить при любом уровне подготовки. И это действительно происходит. Вот тут, когда человек убежден, что сделал все от него зависящее, и возникает пугающее чувство собственного бессилия.

Причины этого, как правило, чисто психологические. Часто это бывает в результате одной весьма распространенной ошибки. Она заключается в смешении активного и пассивного владения материалом. При повторении человек видит, что материал ему знаком, и считает, что он все знает и может правильно ответить. Но принимать чувство знакомства, возникающее при чтении материала, за свидетельство того, что ты этот материал знаешь и сумеешь рассказать на экзамене,– значит совершать грубую психологическую ошибку. Представьте, что вы, твердо убежденные, что все повторили и прекрасно знаете, приходите на экзамен и неожиданно для себя не можете вспомнить материал. Вы обескуражены, т.к. не понимаете, в чем дело. Может сложиться впечатление, что, все зная, вы, тем не менее, провалились. И тогда экзамен начинает выступать в вашем сознании как причина, по которой вы не смогли вспомнить хорошо известный материал. Ничего удивительного, что можно начать испытывать страх перед любым экзаменом. А, возникнув, этот страх становится реально действующим фактором: известно, что при страхе лишь 12-25% людей сохраняют способность действовать разумно. А остальные – нет. Вот тогда приходится наблюдать такое: ученик хорошо знает материал, может вспомнить его дома перед экзаменом, может объяснить его товарищам, а вот на экзамене он или все забыл, или не сумел решить самую легкую задачу. И только выйдя за дверь, он вспоминает все.

Часто смешение активного и пассивного усвоения материала приводит к тому, что материал вспоминается «кусками», а ответ получается сбивчивым и неточным. В таких случаях учитель говорит: «Знать-то он знает, а вот четкости в изложении нет».

Итак, следует помнить, что раз на экзамене надо будет активно воспроизводить материал, то и повторять его нужно активно (не перечитывая его многократно, а самостоятельно вспоминать).

Другая достаточно частая ошибка заключается в том, что во время подготовки к экзаменам школьники заменяют повторение изучением. Они подолгу сидят над каждым разделом, по несколько раз прочитывают материал, решают дополнительные задачи, изучают дополнительную литературу. Короче говоря, их система занятий напоминает изучение материала, а не его повторение. В итоге время проходит, а повторенной оказывается лишь небольшая часть материала. Все остальное попадает на последние день-два. Очень часто оказывается, что объем оставшегося материала так велик, что повторить его за оставшееся время просто невозможно. Отсюда вывод: повторение должно быть именно повторением, а не углублением уже изученного в учебном году. Только тогда оно будет эффективным. Как же добиться этого?

Прежде всего, учитывайте время. Надо помнить, что первое, с чего следует начинать подготовку к экзаменам, – это расчет времени. Причем выполнять его надо очень тщательно, ведя счет буквально на часы. Учитывать тут надо абсолютно все: и свою работоспособность, и ее постепенное снижение по мере утомления, и более твердое знание одних разделов курса по сравнению с другими, и необходимость сходить к товарищу, чтобы выяснить непонятные вопросы, и предусмотреть резерв времени, … Очень важно не забыть и про время на отдых. Правильный расчет времени поможет правильно распределить повторение материала по дням. Это очень важно, т.к. ученик часто решает, что раз имеется 3 дня на подготовку, то надо просто разделить материал на 3 равные части. Но про консультацию на второй день и про слабое знание некоторых разделов и просто про необходимость отдыхать он часто забывает. Во время повторения нужно постоянно следить, укладываешься ли ты в намеченный график работы или нет.

Итак, повторение должно быть активным, а не пассивным, и его успешность обеспечивается правильным расчетом времени. И если время позволяет, повторение лучше распределять во времени, а не отводить на него несколько дней. Поэтому желательно начинать повторение материала за несколько месяцев до экзамена. Если повторить материал дважды, раз, допустим, в апреле и раз перед экзаменами, то это даст гораздо больший эффект, чем при повторении накануне экзамена.

Подробно повторить по учебнику или конспекту имеет смысл только сильно забытый материал. А то, что более или менее прочно удерживается в памяти, лучше, не заглядывая в книгу, стараться вспомнить самому, при этом как бы составляя про себя план будущего ответа. И только потом можно проверить себя по книге: не упущены ли какие-то важные моменты. Второе повторение может проходить не столь подробно и сводиться к припоминанию только основных пунктов плана ответа, что требует гораздо меньше времени.

А теперь остановимся на таком способе подготовки к экзаменам, как изготовление шпаргалок. Среди школьников существует распространенное убеждение, что, изготовляя шпаргалку, он все равно повторяют весь материал. Выше мы уже говорило об активном и пассивном усвоении материала, когда ученик напрягает свою память, стараясь вспомнить содержание нужного материала, или когда он, не утруждаясь, просто заново знакомится с материалом (перечитывает его или переписывает на шпаргалку). Второй способ формально – это тоже повторение. Но эффективность его чрезвычайно низка, т.к. оно пассивно. Во всяком случае, тех часов и дней, которые нужны для того, чтобы выбрать нужный материал из учебника, переписать его бисерным почерком и изощриться в хитрых устройствах для использования шпаргалки, вполне хватит для того, чтобы активно повторить весь материал несколько раз. Далее. Всем понятно, что, когда человеку предстоит ответственное дело, он должен готовить себя к нему по возможности в условиях, близких к тем, которые будут в действительности. Ученик же, пишущий шпаргалки, готовит себя не к тем условиям, с которыми он действительно столкнется на экзаменах. Он не тренирует свою память, сообразительность, логическое мышление, которые нужны для того, чтобы не растеряться, вспомнить материал, отстоять свое мнение. Он тренирует свою изворотливость, надеясь, что сумеет воспользоваться шпаргалкой. А каков будет результат всей его подготовки, если он не сумеет воспользоваться шпаргалкой? Особенно ясно недостатки этого способа подготовки выявляются на экзаменах в ВУЗах. Там преподаватели чаще всего задают вопросы, хоть и не выходящие за рамки школьной программы, но непривычные по форме. Ведь они должны оценить не только запас знаний, но и способность им распоряжаться. И вот здесь не помогут никакие шпаргалки. Более того, подготовка, основанная на шпаргалках, приводит к тому, что их хозяин при ответе на нестандартный вопрос производит более чем слабое впечатление. Он часто оказывается в роли лектора, который написал полный текст доклада, а, выйдя на трибуну, вдруг с ужасом обнаружил, что забыл его дома. Он вроде бы хорошо знает материал, но не в состоянии вести свободный разговор с аудиторией. Он приходит в замешательство, и даже знающий специалист в таких случаях выглядит как человек, плохо разбирающийся в теме. Напротив, ученик, который привык обходиться без шпаргалок, легко устанавливает контакт с преподавателем; если нужно, без труда перестроит ответ (сократит его или назовет только главное); его не смущают вопросы, задаваемые по ходу ответа, т.к. он может свободно продолжить его с любого места. Он привык думать по ходу ответа, а не только при подготовке к нему.

И еще несколько моментов. Начиная каждый раз подготовку, давайте себе установку на длительное запоминание, как бы заостряя для себя то, что вам надо будет вспомнить это еще нескоро, но вы обязательно все вспомните.

Не забывайте, что повторять материал надо тогда, когда он еще держится в памяти, а не тогда, когда вы его уже забыли. Повторение должно предотвращать забывание, а не быть восполнением того, что уже забыто. Потому что то, что вы уже забыли, надо учить заново, а не повторять. Основательно заучивайте только самое главное, не забивая себе голову излишними подробностями. А при заучивании определений понятий не забывайте, что понятие – это перечисление главных, существенных признаков определяемого предмета, а не всего, что только можно про него вспомнить.

Удачи вам на экзаменах!

17 июля, среда

Педагоги Столинщины делятся опытом своей работы

подробнее...