Нормативное и правовое обеспечение

Статья 17. Воспитание в системе образования

1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно 

зрелой, творческой личности обучающегося

2. Задачами воспитания являются

2.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания 

на основе государственной идеологии

2.2. подготовка  к самостоятельной  жизни,  профессиональному  самоопределению

выбору профессии и труду

2.3. формирование   нравственной,   эстетической   культуры   и культуры   в области 

охраны окружающей среды и природопользования

2.4. формирование   физической   культуры,   овладение   ценностями   и навыками 

здорового образа жизни

2.5. формирование культуры семейных отношений

2.6. создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности  обучающегося

3. Воспитание   основывается   на общечеловеческих,   гуманистических   ценностяхкультурных  и духовных  традициях  белорусского  народа,  государственной  идеологииотражает интересы личности, общества и государства

4. Основными требованиями к воспитанию являются

4.1. соответствие    содержания,    форм    и методов    воспитания    цели    и задачам 

воспитания

4.2. системность и единство педагогических требований

4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания  воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

16 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 

4.4. создание    условий    для развития    творческих    способностей    обучающихсявключение их в различные виды социально значимой деятельности

5. Основными составляющими воспитания являются

5.1. идеологическое  воспитание,  направленное  на формирование  у обучающихся 

знаний   основ   государственной   идеологии,   привитие   подрастающему   поколению  общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность  белорусской государственности

5.2. гражданское   и патриотическое   воспитание,   направленное   на формирование  у обучающихся  активной  гражданской  позиции,  патриотизма,  правовой,  политической  и информационной культуры

5.3. духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся  к общечеловеческим    и гуманистическим    ценностям,    формирование    нравственной  культуры

5.4. эстетическое    воспитание,    направленное    на формирование    у обучающихся  эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного

5.5. воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие  и самореализацию личности обучающихся

5.6. воспитание физической культуры, физическое совершенствование

5.7. формирование  у обучающихся  навыков  здорового  образа  жизни,  осознания 

значимости здоровья как ценности и важности его сохранения

5.8. семейное       и гендерное       воспитание,       направленное       на формирование 

у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных  представлений  о роли  и жизненном  предназначении  мужчин  и женщин  в соответствии  с традиционными ценностями белорусского общества

5.9. трудовое     и профессиональное     воспитание,     направленное     на понимание  обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности  к осознанному профессиональному выбору

5.10. воспитание,    направленное    на формирование    у обучающихся    бережного  отношения к окружающей среде и природопользованию

5.11. воспитание     культуры     безопасности     жизнедеятельности,     направленное  на формирование           у обучающихся                безопасного               поведения             в социальной  и профессиональной деятельности

5.12. воспитание    культуры    быта    и досуга,    направленное    на формирование  у обучающихся     ценностного     отношения     к материальному     окружению,     умения  целесообразно и эффективно использовать свободное время

5.13. поликультурное  воспитание,  направленное  на формирование  у обучающихся  толерантного     отношения     к представителям     других     культур,     национальностейвероисповеданий

5.14. экономическое  воспитание,  направленное  на формирование  у обучающихся  экономической культуры личности

6. Воспитание    осуществляется    на учебных    занятиях,    занятиях    и в процессе  воспитательной работы во внеучебное время

Воспитательная работа во внеучебное времяцеленаправленная, систематическая  и планируемая  деятельность  педагогических  работников,  в том  числе  профессорско- преподавательского  состава,  направленная  на формирование  у обучающихся  чувства  патриотизма,  гражданственности,  уважения  к памяти  защитников  Отечества,  закону  и правопорядку,    человеку    труда    и старшему    поколению,    бережного    отношения  к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий  для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе  социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм  поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Порядок  проведения  педагогическими  работниками  воспитательной  работы  во  внеучебное    время    с обучающимися,    осваивающими    содержание    образовательных  программ   общего   среднего   образования,   образовательной   программы   специального 

17 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 

образования   на уровне   общего   среднего   образования,   образовательной   программы  специального     образования     на уровне     общего     среднего     образования     для лиц  с интеллектуальной   недостаточностью,   образовательных   программ   профессионально- технического     образования,     образовательных     программ     среднего     специального  образования,     образовательных     программ     высшего     образования,     определяется  Министерством образования

7. Цели,    задачи,    содержание   и порядок    проведения    воспитательной    работы  с обучающимися     при     получении     образования     по специальностям     для воинских  формирований            и военизированных             организаций устанавливаются      актами  законодательства

Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа в учреждениях образования

Информационный часформа организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни страны.

Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.

Информационные часы проводятся еженедельно и должны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа − от 20 до 45 минут.

Организация информационного часа в учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.

Этапы подготовки информационного часа

  1. 1. Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.

Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

  1. Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретно сформулировать цель: какую информацию необходимо донести до молодежи? От ответа будет зависеть формат мероприятия: концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.
  2. Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.
  3. Распределение зон ответственности. Определение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей.

При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.

  1. Информационное наполнение рубрик должно быть направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.
  2. Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.
  3. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.
  4. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  5. Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.

В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:

  1. Краткий обзор свежих новостей.
  2. Введение в тему, статистические данные по проблеме.
  3. Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
  4. Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
  5. Форум – обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
  6. Рефлексия – обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой.

Примерные формы проведения информационного часа

Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» − мероприятие для учащейся молодежи  в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

«Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.

«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др.

Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами.

Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

Мастер-класс – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом).

Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее.

Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.

Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме.  Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.

Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:

разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;

развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;

разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;

повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.

Качество проведения информационного часа рекомендуется оценивать по различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывы обучающихся и студентов, которые они могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.

Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование  ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. 

Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.

Программа непрерывного воспитания детей и учащихся молодёжи

Образовательные стандарты общесреднего образования

Образование и молодёжная политика

Государственные программы и национальные планы

Актуальные теоретические аспекты организации процессов планирования

Организация школьной службы медиации

Способы осуществления воинского учета

ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПРИЗЫВНИКОВ И ВОЕННООБЯЗАННЫХ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ФОРМА ОТЧЕТА О КАНДИДАТАХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ВОЕННЫМ КОМИССАРИАТАМ В ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

(Материал для проведения лекции (1-14 стр.);

приложение 1: Вариант перечня мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, на примере военного комиссариата Борисовского и Крупского районов Минской области в 2021/2022 учебном году (стр. 15-16).

 

Вопросы:

  1. Воинский учет призывников и военнообязанных в учреждении образования.
  2. Форма отчета о кандидатах для поступления в военные учреждения образования.
  3. Методы оказания помощи военным комиссариатам в отборе кандидатов для поступления в военные учреждения образования.

 

Введение

Среди основных направлений деятельности Республики Беларусь в сфере обеспечения защиты страны, на первом месте стоит создание законодательных и правовых гарантий обеспечения обороны государства.

Значимое место в данном аспекте отводится профориентационной работе военно-патриотической направленности, осуществляемой с призывниками и военнообязанными. Главным направлением в данном вопросе является работа с кандидатами для поступления в учреждения образования, осуществляющие подготовку военных кадров, т.к. основа Вооруженных Сил – офицеры, чья «профессия – Родину защищать».

  1. Воинский учет призывников и военнообязанных в учреждении образования

Это направление работы закреплено в следующих нормативных правовых актах:

- Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (с изм. и доп.);

- Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (с изм. и доп.);

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (с изм. и доп.), утвердившее Положение о воинском учете;

- Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» и - ряде других актов.

Согласно Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон), регулирующего современную систему воинского учета в государстве, воинский учет – это государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов; призывник – гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку; военнообязанный – гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований.

Воинский учет призывников в местных исполнительных и распорядительных органах, военных комиссариатах и организациях ведется в порядке определяемым Законом и Положением о воинском учете, утвержденном Правительством Республики Беларусь (далее – Положение о воинском учете).

Целью воинского учета является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности.

Основными задачами воинского учета являются:

определение количественного и качественного состава призывных и военнообязанных ресурсов в интересах их рационального и эффективного использования для обеспечения обороны и военной безопасности государства;

документирование сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

Все призывники и военнообязанные подлежат воинскому учету. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, КГБ, органами внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами и иными организациями.

Воинский учет призывников и военнообязанных в местных исполнительных и распорядительных органах, военных комиссариатах (обособленных подразделениях) и организациях ведется в порядке, определяемом Законом и Положением о воинском учете.

По объему содержащейся информации воинский учет призывников и военнообязанных подразделяется на количественный, персонально-качественный и персонально-первичный. Военнообязанные также состоят на общем или специальном воинском учете.

Количественный и персонально-качественный воинский учет призывников и военнообязанных осуществляется военными комиссариатами (обособленными подразделениями).

Персонально-первичный воинский учет призывников и военнообязанных в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), осуществляется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Персонально-первичный воинский учет работающих (обучающихся) призывников и военнообязанных осуществляется государственными органами, иными организациями, в которых они работают (учатся) и содержит биографические данные, данные о прохождении военной службы, службы в резерве, военных сборов, трудовой деятельности. На эти органы и организации также возлагается обязанность внесения предложений военным комиссариатам (обособленным подразделениям) по бронированию военнообязанных в своих интересах.

Личными документами воинского учета военнообязанных являются:

Военный билет, временное удостоверение, удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (при зачислении военнообязанных на специальный воинский учет).

На общем воинском учете состоят военнообязанные, не забронированные за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени.

Первоначальный прием на воинский учет граждан мужского пола в год достижения ими 16-летнего возраста осуществляется при проведении их приписки к призывным участкам. Приписка граждан к призывным участкам проводится ежегодно в январе-апреле по их месту жительства.

Первоначальный прием на воинский учет граждан женского пола после получения ими специальности, при наличии которой они подлежат приему на воинский учет, а также приписка граждан мужского пола, своевременно не приписанных к призывным участкам, осуществляются в течение всего календарного года.

Приписка граждан к призывным участкам осуществляется комиссиями, создаваемыми районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами в следующем составе:

председатель комиссии – военный комиссар района (города) (руководитель обособленного подразделения);

члены комиссии – работники военного комиссариата (обособленного подразделения), а также врачи-специалисты государственных организаций здравоохранения, участвующие в медицинском освидетельствовании призывников: хирург, терапевт, невролог, психиатр, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог, а при необходимости – врачи других специальностей;

секретарь комиссии – из числа среднего медицинского персонала государственных организаций здравоохранения.

Для обеспечения работы врачей-специалистов привлекается средний медицинский персонал.

На комиссии по приписке граждан к призывным участкам возлагаются:

организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, а также определение их категории годности и предназначения к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья;

направление в государственные организации здравоохранения граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении;

рассмотрение вопросов об освобождении граждан от приписки к призывным участкам;

определение предварительного предназначения граждан для использования на военной службе;

предварительный отбор на добровольной основе граждан для направления в военные учебные заведения;

отбор граждан, годных по состоянию здоровья и другим показаниям для подготовки по специальностям, родственным военно-учетным.

Руководители организаций ежегодно в сроки, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь, представляют в соответствующие военные комиссариаты (обособленные подразделения) списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.

Граждане, подлежащие приписке к призывным участкам, обязаны прибыть в военные комиссариаты (обособленные подразделения) или на призывные пункты в сроки, указанные в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, и предъявить необходимые документы. Перечень этих документов указывается в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, проводится врачами-специалистами комиссий по приписке граждан к призывным участкам. Персональный состав врачей-специалистов и среднего медицинского персонала согласовывается с руководителями соответствующих государственных организаций здравоохранения и по представлениям военных комиссаров (руководителей обособленных подразделений) утверждается решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о категории годности гражданина к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья комиссия по приписке граждан к призывному участку направляет его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в государственные организации здравоохранения для уточнения диагноза заболевания.

Гражданину, приписанному к призывному участку, выдается удостоверение призывника, разъясняются права и обязанности призывника, правила воинского учета и порядок прохождения обязательной подготовки к военной службе.

Граждане, уволенные с военной службы и службы в резерве в запас Вооруженных Сил, органов государственной безопасности, а также иные граждане, подлежащие постановке на воинский учет, принимаются на воинский учет в военных комиссариатах (обособленных подразделениях) или управлениях КГБ по областям по месту жительства.

Призывники и военнообязанные при изменении места жительства принимаются на воинский учет в военном комиссариате (обособленном подразделении) и (или) ином органе, осуществляющем воинский учет, по их новому месту жительства. Снятие призывников и военнообязанных с воинского учета в военном комиссариате (обособленном подразделении) и ином органе, осуществляющем воинский учет, по их прежнему месту жительства производится на основании сообщения военного комиссариата (обособленного подразделения), иного органа, осуществляющего воинский учет, о приеме их на воинский учет по новому месту жительства.

Граждане, уволенные из органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – органы финансовых расследований), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и имеющие специальные звания (за исключением граждан мужского пола призывного возраста, прослуживших в указанных органах менее 24 месяцев и не прошедших ранее срочную военную службу, службу в резерве), военным комиссаром зачисляются в запас и принимаются на воинский учет военнообязанных в соответствующих специальных званиях.

Граждане мужского пола призывного возраста, уволенные из указанных органов и подразделений (за исключением курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь), прослужившие в них менее 24 месяцев и не прошедшие ранее срочную военную службу, службу в резерве, принимаются на воинский учет призывников.

Снятию с воинского учета подлежат граждане:

проходящие военную службу;

проходящие службу в резерве;

проходящие альтернативную службу;

проходящие службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и имеющие специальные звания;

получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;

отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы.

Исключению с воинского учета подлежат граждане:

признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;

достигшие предельного возраста состояния в запасе;

военнообязанные женского пола, имеющие двух и более детей в возрасте до 16 лет;

в отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;

отбывающие наказание в виде пожизненного заключения, приговоренные к смертной казни;

умершие либо признанные в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленные умершими.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете в военном комиссариате (обособленном подразделении) по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), – в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы);

являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет;

при увольнении с военной службы, службы в резерве в запас, а также со службы в органах и подразделениях, указанных в части четвертой статьи 17 Закона, явиться в месячный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет;

сообщать в недельный срок в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места жительства в пределах административно-территориальной единицы или места пребывания;

при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по новому месту жительства. В случае отказа в регистрации по новому месту жительства граждане обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного отказа в регистрации по новому месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства;

при выезде за границу на срок более шести месяцев лично прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, – в управление КГБ по области по месту жительства и сообщить об этом; по прибытии из государства временного пребывания в месячный срок лично прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, – в управление КГБ по области по месту жительства и сообщить об этом;

иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, военный билет офицера запаса (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, военного билета офицера запаса), положения о которых утверждены Министерством обороны Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;

иметь и хранить военный билет офицера запаса органов государственной безопасности (временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса), положение о котором утверждено Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в управление КГБ по области по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;

исполнять иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места жительства в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства.

Говоря о конкретной работе, связанной с воинским учетом в организациях, куда относятся и учреждения образования, необходимо учитывать положения главы 6 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (с изм. и доп., внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 742), утвердившего «Положение о воинском учете», где определено, что руководство военно-учетной работой в организации возлагается на ее руководителя, который несет персональную ответственность за воинский учет в соответствии с законодательством.

Руководитель организации должен наделить полномочиями по непосредственному выполнению мероприятий воинского учета, назначенного для этого работника (работников) организации (как правило это заместитель директора учреждения образования по учебной работе, в учреждении высшего образования – начальник отдела кадров (организуется работа военно-учетного стола)), о чем издается приказ руководителя организации. Выписка из приказа направляется в военный комиссариат. Этим же приказом назначается лицо, замещающее на период отсутствия основного работника, ведущего воинский учет, порядок передачи и место хранения документов воинского учета. Перед подписанием акта наличие бланков специального учета, числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата.

В организациях осуществляется персонально-первичный воинский учет по личным карточкам, из которых составляется картотека.

Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник.

Руководитель организации обязан обеспечить сохранность документов воинского учета, к которым имеют доступ только он и работники по воинскому учету.

Основными документами, на основании которых заполняются личные карточки, являются:

для призывников – паспорт, удостоверение призывника;

для военнообязанных – паспорт, военный билет, военный билет офицера запаса органов государственной безопасности.

Для ведения воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники по воинскому учету) организаций обязаны:

выполнять требования, установленные в статье 9 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»;

проверять при приеме на работу (учебу) у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных (прежде всего имеется ввиду такая категория как преподаватели) – военные билеты;

установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете по месту жительства (призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после их приема на воинский учет);

направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет по месту их жительства;

заполнять на всех призывников и военнообязанных личные карточки;

при приеме граждан на воинский учет проверять подлинность удостоверений призывников, военных билетов, военных билетов офицеров запаса органов государственной безопасности, а при обнаружении в удостоверениях призывников, военных билетах, неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов сообщать об этом в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение). При приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета владельцу документа выдается расписка;

обеспечить полноту и достоверность воинского учета призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в организациях;

вносить в личные карточки изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства и другие изменения, в месячный срок письменно сообщать о произошедших изменениях в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение), а о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям;

ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах, военных билетах офицеров запаса органов государственной безопасности, представлять эти карточки для сверки с учетными данными по требованию военных комиссариатов районов (городов) (обособленных подразделений), местных органов власти, ведущих воинский учет, а карточки офицеров запаса органов государственной безопасности – в управления КГБ по областям;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет, управления КГБ по областям;

ежегодно до 1 декабря представлять в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке в следующем календарном году;

по требованию военного комиссариата оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты;

сообщать в недельный срок в военные комиссариаты районов (городов) о всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы;

направлять по запросам военного комиссара района (города) (обособленного подразделения), начальника управления КГБ по области сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации, в том числе о забронированных военнообязанных;

при снятии (исключении) граждан с воинского учета делать соответствующие отметки об этом в личных карточках.

Личные карточки граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, подлежат изъятию из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата района (города) (обособленного подразделения), управления КГБ по области, местного органа власти, ведущего воинский учет, затем уничтожаются в установленном порядке.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся):

план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных; картотека личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете в организации; приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета; расписки в приеме документов воинского учета;

журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных;

справочная информация, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;

служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронированию военнообязанных в организации;

другие документы по ведению воинского учета.

План работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных согласовывается с военным комиссаром района, его утверждает руководитель организации.

Контроль за ведением воинского учета в организациях возлагается на военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет.

 

  1. Форма отчета о кандидатах для поступления в военные учреждения образования

Как уже было определено, в постановлении Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» закреплены формы воинского учета граждан, но не для поступления в учреждения образования. В связи с этим, в каждом военном комиссариате установлена своя форма отчета о кандидатах для поступления в военные учреждения образования.

В данном контексте важно единообразное понимание порядка работы с кандидатами для поступления в военные учреждения образования для подготовки лиц, чья «профессия – Родину защищать» и ведения установленной отчетности. На примере одного из военкоматов (изучив и другие формы), предлагается следующая форма учета граждан, изъявивших желание поступать в ввузы:

категория кандидата на обучение;

фамилия, имя, отчество;

дата рождения;

РВК;

учреждение военного образования, факультет, специальность;

контактный телефон;

ответственное лицо (контактные данные);

результаты профессионального психологического отбора, вступительных испытаний.

Так как данная форма нормативно не закреплена, представляется вариант содержания сведений военного комиссариата о предварительном профессиональном отборе кандидатов для поступления в учреждения образования Республики Беларусь, в которых осуществляется подготовка офицерских кадров, и военно-учебные заведения Российской Федерации (Приложение 1).

 

  1. Методы оказания помощи военным комиссариатам в отборе кандидатов для поступления в военные учреждения образования

Безусловно, ведущую роль в оказании помощи военным комиссариатам в отборе в учреждениях образования учащихся для поступления в военные учреждения образования играют руководители по военно-патриотическому воспитанию.

Причем в данную работу включаются все категории обучающихся: не только юноши, но и девушки, т.к. по многим специальностям силового профиля имеется потребность именно в представительницах прекрасного пола.

Работа по отбору учащихся для поступления в военные учреждения образования организуется по двум основным направлениям: профессиональной ориентации к поступлению в военные вузы и выявлению потенциальных кандидатов, обладающих необходимыми личностными качествами, и их мотивированию.

Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии носит системный характер. Соответствующие профориентационные мероприятия включаются как отдельными мероприятиями в планы мероприятий учреждения образования на учебный год, так и осуществляются в рамках проводимых мероприятий по военно-патриотическому воспитанию. При этом видится целесообразным насыщение профориентационными мероприятиями в период проведения вступительной кампании – с февраля-марта по май.

Следует учесть, что методические агитационные материалы разрабатывает Военная академия Республики Беларусь и распространяет их в учреждения образования через военные комиссариаты.

Соответственно данные профориентационные материалы должны быть размещены на информационных стендах и использоваться в агитационной работе руководителями по военно-патриотическому воспитанию.

Профессиональная ориентация учащихся проводится руководителем по военно-патриотическому воспитанию с участием представителей военных вузов (прежде всего непосредственно курсантов, выпускников школы, проходящих военную службу в рядах Вооруженных Сил), военных комиссариатов, соединений и воинских частей (прежде всего закрепленных за учреждением образования), действующих офицеров (в том числе родителей-военнослужащих, дети которых обучаются в данном учреждении образования), ветеранов-интернационалистов, ветеранов Вооруженных Сил по следующим направлениям:

  1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь, факультетах и специальностях (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах. При этом в рамках информирования необходимо доводить информацию о льготах военнослужащих, перспективах гарантированного трудоустройства и служебного роста, обеспечения жильем, высокой стипендией у курсантов и денежным довольствием военнослужащих, обеспечении вещевым имуществом за счет государства и т.п.
  2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности.

При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.

Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.

Одновременно в интересах профориентационной работы необходимо использовать и потенциал классных (информационных) часов, а также плановых занятий по предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

На примере военкомата Борисовского и Крупского районов Минской области предлагается вариант плана мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, в 2021/2022 учебном году (Приложение № 2).

Выявление потенциальных кандидатов для поступления в военные учреждения образования осуществляется руководителем по военно-патриотическому воспитанию в процессе:

образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

факультативных занятий военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества»);

реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля – «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»);

проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта;

проведения военно-спортивных игр и спартакиад допризывной молодежи;

проведения учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;

проведения спортивно-патриотических лагерей;

организации оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля;

поисковой деятельности и работы с военно-историческими клубами и объединениями (клубами исторической реконструкции);

посещения (экскурсий) воинских частей (военных учебных заведений);

участия учащихся в патриотических проектах и конкурсах.

Реализация указанных выше подходов позволит сформировать резерв учащихся к поступлению в военные учреждения образования, которых руководителю по военно-патриотическому воспитанию во взаимодействии с представителями военных комиссариатов необходимо будет сопровождать, в том числе в период подачи документов в рамках вступительной кампании и сдачи вступительных испытаний.

Заключение

Реализация указанных выше подходов в организации учета военнообязанных в учреждении образования, активизация профориентационной работы в учреждении образования, сочетание в этой деятельности проверенных временем действенных форм работы с учащимися и внедрение новых креативных подходов и форм совместной работы позволит усилить военно-патриотическую работу со школьниками и мотивировать на внесение своего вклада в обеспечение военной безопасности страны.

 

Приложение 1

 

Вариант перечня мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, на примере военного комиссариата Борисовского и Крупского районов Минской области в 2021/2022 учебном году

 

 

№ п/п

Мероприятия

Срок проведения

Ответственный исполнитель

1.           

Анализ работы по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в военно-учебные заведения (далее – ВУЗ) в 2020/2021 учебном году

до 30 октября 2021

ВК РВК, НОПВС, НОГ

2.           

Проведение инструкторско-методического занятия с должностными лицами РВК (ОГ), участвующими в агитационной работе по вопросам поступления гражданской молодежи в ВУЗ

до 2 ноября 2021

ВК РВК

3.           

Проведение встреч с учащимися и их родителями с целью проведения агитационной работы по вопросам поступления гражданской молодежи в ВУЗ:

 

 

представителей ВУЗ

по согласованию

ВК РВК, НОГ

представителей воинских частей

по согласованию

представителей РВК (ОГ)

с ноября 2021

по апрель

ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов

по согласованию

членов Белорусского союза офицеров

по согласованию

курсантов ВУЗ (в период каникулярного отпуска)

январь

4.           

Уточнение Перечня УО, расположенных на административной территории районов

до 2 ноября 2021

НОПВС, НОГ

5.           

Согласование графика встреч представителей военного комиссариата (ВУЗ, воинских частей) с учащимися и их родителями по вопросам проведения информационно-рекламной работы поступления в ВУЗ с:

до 4 ноября 2021

 

 

НОПВС, НОГ

 

 

руководителями по военно-патриотическому воспитанию УО

командирами воинских частей

6.           

Разработка и утверждение Плана мероприятий по профессиональной ориентации гражданской молодежи для поступления в учреждения образования Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, проводимых в 2021/2022 учебном году

до 5 ноября 2021

ВК РВК, НОПВС, НОГ

7.           

Информационно-рекламные материалы об итогах конкурсных испытаний в 2021 году, условиях и порядке поступления в ВУЗ:

 

 

размещение на информационных стендах РВК (ОГ)

до 9 ноября 2021

НОПВС, НОГ

размещение в региональных СМИ

с ноября 2021

по апрель, ежемесячно

ВК РВК, НОПВС, НОГ

выступление в региональной радиосети

ноябрь 2021;

февраль

ВК РВК, НОГ

выступление на местном телевидении

декабрь 2021;

январь

ВК РВК, НОГ

размещение на порталах сети Интернет

с ноября 2021

по апрель, еженедельно

ВК РВК,

НОПВС, НОГ

размещение на информационных стендах УО

до 15 ноября 2021

НОПВС, НОГ

8.           

Контроль наличия стендов с обновляемой информацией о ВУЗ, наличие справочников для поступающих в ВУЗ в УО, доступность их для ознакомления учащимися

ежемесячно

НОПВС, НОГ

9.           

Участие в Днях открытых дверей с привлечением гражданской молодежи и их родителей с последующим посещением памятных мест (Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны и др.):

 

 

УО «Военная академия Республики Беларусь»

30 октября 2021,

26 марта

ВК РВК, НОГ

военно-медицинский институт в УО «БГМУ»

23 октября 2021,

26 февраля

военный факультет (далее – ВФ) в БГУ

23 октября 2021,

12 февраля

военно-технический факультет в БНТУ

26 марта

ВФ в УО «БГУИР»

19 ноября 2021,

12 февраля,

19 марта

военно-транспортный факультет в УО «БГУТ»

16 октября 2021

ВФ в УО «ГрГУ им Я.Купалы»

19 марта

ВФ в УО «БГАА»

20 марта

воинские части

по согласованию

ВК РВК*, НОГ*

10.           

Проведение сбора с руководителями по военно-патриотическому воспитанию учреждений образования на базе военного комиссариата района (отдела образования, спорта и туризма райисполкома)

январь

ВК РВК

11.           

Организация пункта военно-профессиональной консультации с привлечением специалистов-социологов, психологов, представителей воинских частей и вузов

с ноября 2021

по март 2022

ВК РВК

12.           

Организация и проведение выставок вооружения и техники в районных центрах

с декабря 2021

по апрель

ВК РВК

13.           

Агитация и доведение до учащихся, подлежащих приписке к призывным участкам, и их родителями приоритетность и порядок поступления в ВУЗ

январь-май

НОПВС*, НОГ

14.           

Участие в праздновании государственных праздников с привлечением гражданской молодежи:

 

 

День защитников Отечества и Вооруженных Сил («Урок мужества»)

22-23 февраля

ВК РВК, НОГ

День Победы

9 мая

ВК РВК, НОГ

15.           

Принятие участия в мероприятиях «ШАГ»

ежемесячно

ВК РВК, НОГ

16.           

Организация и проведение Дня призывника с привлечением гражданской молодежи

апрель

ВК РВК, НОПВС, НОГ

17.           

Организация и проведение:

 

 

прием заявлений у граждан

постоянно

НОПВС, НОГ

врачебная комиссия с правами военно-врачебной комиссии

январь-май

предварительный профессиональный отбор

18.           

Оформление и передача учебных дел кандидатов для поступления в ВУЗв военный комиссариат области

до 10 апреля

НОПВС, НОГ

19.           

Представление донесений (отчетов):

 

 

 

списки кандидатов для поступления в ВКО

еженедельно,

по пятницам

до 13.00

НОПВС, НОГ

 

сведения о мероприятиях военно-профессиональной ориентации с указанием даты, времени и места, ответственного за проведение с указанием телефона и порядка взаимодействия, спланированных к проведению в ВКО:

с 1 января по 31 марта;

 

с 1 апреля по 31 июля

 

 

 

 

до 22 декабря 2021,

до 22 марта

 

 

НОПВС, НОГ

 

информация о выполненных мероприятиях планов военно-профессиональной ориентации граждан и результатах их проведения, в том числе проблемных вопросах по организации названной деятельности и предложениях по их решению в ВКО

ежемесячно

к 20 числу

НОПВС, НОГ

 

информация, опубликованная в СМИ, в группу «Мы пишем, о нас пишут»

постоянно,

в течении суток с момента опубликования

НОПВС, НОГ

 

сведения о количестве кандидатов, поступающих в ВУЗ

с 14 января

по 29 апреля, еженедельно

по пятницам

до 13.00

НОПВС, НОГ

 

3/ВО (О предварительном отборе кандидатов) в ВКО

20 января,

20 февраля,

20 марта

НОПВС, НОГ

 

3/ВО (О предварительном отборе кандидатов. Итоговое) в ОВК

5 апреля

НОПВС, НОГ

 20.            

Доведение информации о работе приемных комиссии в ВУЗ до кандидатов

до 10 июля

НОПВС, НОГ

Справочно:

ВК РВК – военный комиссар района(ов);

НОПВС – начальник отдела призыва на военную службу военного комиссариата района(ов);

НОГ – начальник обособленной группы военного комиссариата районов

О нормативных правовых актах Республики Беларусь

   Знание содержания нормативных правовых актов (далее – НПА) и умение их применить в своей профессиональной деятельности – одна из самых основных характеристик профессиональной компетентности педагога социального.

НПА (именно так их правильно называть, а не «нормативные документы») имеют различный «статус», который определяет их значимость, сопоставимость  и непротиворечивость. Эти характеристики НПА отмечены в  Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (17 июля 2018 г. № 130-з). На актуальные для педагога социального статьи данного закона обращается внимание в Приложении 1 к данному тексту. Данный закон определяет, помимо прочего, требования к согласованности «нормативных правовых актов», «ненормативных правовых актов», «локальных актов».

         Сила нормативных правовых актов

Все нормативные правовые акты имеют собственную юридическую силу, влияют на определенный спектр отношений и круг лиц.

          Перечислим эти документы в порядке убывания их силы:

Конституция;

Декреты и указы;

Гражданский кодекс;

Другие кодексы. Здесь следует пояснить, что кодексы также представляют собой законы, но имеющие больший охват, масштаб действия.

Законы. Могут иметь приоритет перед декретами и указами только в тех случаях, если право принимать эти декреты и указы предоставлялось соответствующим законом.

Постановления Парламента, пленумов Верховного суда, акты этих судов и Генерального прокурора;

Акты министерств, ведомств и Национального банка.

Уставы государственных органов, положения, регламенты, правила, инструкции – находятся в подчиненном положении к перечисленным выше правовым актам. Их отношения между собой зависят от множества факторов и ситуаций применения.

Также к государственным правовым актам разного характера можно применить некоторые общие правила:

Документы принятые вышестоящим органом управления имеют большую силу в сравнении с принятыми нижестоящими организациями;

Позднейшие нормативные акты имеют большую силу в сравнении с аналогичными актами того же автора на эту же тему принятыми ранее;

Из актов принятых равными по положению органами важнейшим признается тот, автор которого имел специальные полномочия в данной сфере.

Нормативные правовые акты принимаются руководством государственных органов, а не их структурными подразделениями.

 

 

Компетентный педагог социальный должен усвоить, что требования Кодексов, Законов Республики Беларусь, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь важнее требований методических рекомендаций. Последние, если они не утверждены приказами и постановлениями, вообще не имеют статуса НПА. А при наличии утверждения государственными органами должны полностью соответствовать НПА более высокой «силы», знание которых необходимо для педагога социального (то есть он не должен ограничивать себя изучением методических рекомендаций, часто разъясняющих и комментирующих НПА, и инструктивно-методических писем регионального статуса).

Знание требований НПА необходимо, чтобы подтвердить их положениями свои действия по защите прав и законных интересов ребенка, работе с законными представителями несовершеннолетних учащихся в кризисных ситуациях, во время мониторингов и проверок, достойно подтвердить принимаемые профессиональные решения.