Реализация инновационного проекта
в 2017/2018 учебном году
Для повышения профессионального мастерства учителей продолжает работать постоянно-действующий семинар «Эффективные приемы формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения учебному предмету». В рамках данного семинара проведено три занятия: «Основные способы повышения качества образования средствами информационных технологий» (ноябрь 2017 года), «Особенности использования контекстных задач, как средства реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов» (январь 2018 года), «Компетентность учителя – основа успешного формирования компетенций учащихся» (март 2018 года).
На инструктивно-методических совещаниях обсуждались вопросы«Ведение документации участника инновационной деятельности», «Организация сетевого взаимодействия участников инновационного проекта».
Кроме того, взаимодействие участников проекта с педагогами-инноваторами из других учреждений в сетевом сообществе «Читатель в сети» на Google+ способствует формированию единых представлений о теоретических и практических основах модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия.
В течение года педагогами-инноваторами разработаны методические рекомендации по формированию читательской грамотности, памятки «Работа с не сплошными текстами», «Чтение алгоритмов». Учащимися разработаны алгоритмы «Как читать таблицы и графики», «Способы сворачивании и разворачивания текста».
Информирование участников проекта осуществляется через школьный сайт, сетевые сообщества «Читатель в сети» (Google+), «Медыяадукатар» (Google+, Facebook), школьную группу «Инновационный проект» (Google+), персональную электронную почту, а также официальный сайт Академии последипломного образования и национальный портал www.adu.by.
Опыт педагогов распространялся через средства массовой информации, выступления на педагогических советах, методические выезды, участие в работе школьных, районных учебно-методических объединениях, научно-практических конференциях, участие в конкурсах, семинарах, на повышении квалификации в учреждениях дополнительного образования взрослых в Академии последипломного образования и Брестском областном институте развития образования, при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист».
Для определения траектории развития читательских умений учащихся и с целью определения уровня их познавательной деятельности проведена диагностика читательской грамотности у учащихся 8-х классов по сплошному и несплошному текстах. Эта диагностика показала положительную динамику в сравнении с результатами диагностики прошлого года: к высокому уровню можно отнести работы 19,8% (было 19,4 %)учащихся, к среднему – 50% (было46%), на низком уровне были выполнены работы 30,2% (было 34,6%) учащихся. Промежуточное анкетирование восьмиклассников в марте показало следующую динамику: высокий уровень читательской грамотности продемонстрировали 20% учащихся (+0,2%), средний – 57% (+7%), низкий – 23% (–7,2%).Но по-прежнему остаются проблемой для учащихся задания, где требуется обобщить и интерпретировать информацию, а также работа с несплошными текстами оказалась для них более трудной.
Для исследования динамики формирования уровня компетентности учащихся 8-х классов был применен школьный тест умственного развития. Исследовались общая осведомленность, которая позволяет судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия, умение устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения, нахождение правила построения числового ряда.
По итогам исследования получен результат: из 78 учащихся наиболее успешным оказался 1 человек, близких к успеху – 11 учащихся (в прошлом учебном году исследование показало 8 учащихся), средних к успеху – 38 учащихся (было 32 учащихся), следовательно, малоуспешных и неуспешных оказалось 28 учащихся (было 37 учащихся). Результаты диагностики позволяют сделать вывод о средней общей осведомленности (более 50%), о среднем и достаточном уровне развития умений устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения, находить правила построения числового ряда. Результаты диагностического исследования свидетельствуют об эффективности инновационной деятельности в учреждении образования.
Для снятия педагогических затруднений в полной мере используются возможности формального, неформального и информального образования:
№ |
Тема мероприятия |
ФИО педагога |
1. |
Семинар «Выкарыстанне веб-квест тэхналогіі ў рабоце настаўніка-прадметніка» |
Носкевич Н.Д. Личевская А.А. |
2. |
Дистанционный курс «Активная оценка – новая стратегия обучения» |
Романюга Н.В. |
3. |
Дистанционное курсы «Интерактивное видео» |
Олейник А.В. |
4. |
Дистанционное курсы «Визуализация как способ развития учебно-познавательных и цифровых компетенций» |
Олейник А.В. |
5. |
Вебинар «Постановка вопрсов» |
Олейник А.В. |
6. |
Семинар «Формирование читательской грамотности учащихся» |
Носкевич Н.Д. Личевская А.А. |
7. |
Мастер-класс «Использование веб-квестов на уроках литературы» |
Носкевич Н.Д. Личевская А.А. |
8. |
Стажировка по проблемам современного образования (Вильнюс, Литва) |
Лозицкая А.Н. |
В соответствии с задачами учреждения образования на учебный год и в рамках реализации проекта проведены тематические заседания педагогического совета «Об организации инновационной деятельности «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия» в 2017/2018 учебном году» (август, 2017 года), «О создании эффективной модели профессионального роста педагогов в учреждении образования» (январь, 2018), «О развитии актуальных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности посредством персонизации обучения» (март, 2018), что позволило скорректировать деятельность педагогов-инноваторов и представить промежуточные результаты реализации проекта.
Трансляция опыта педагогов-инноваторов осуществлялась через сетевое общение, школьные и районные учебно-методические формирования, районную научно-практическую конференцию, районные методические выезды (по приглашению учреждений образования), проведение занятий для слушателей повышения квалификации в Брестском институте развития образования, Академии последипломного образования, публикации в научно-методической литературе. Был обобщен опыт А.Н.Лозицкой, учителя русского языка и литературы, на тему «Формирование читательской грамотности учащихся средствами медиаобразования на уроках русской литературы» при прохождении аттестации на присвоение квалификации «учитель-методист» и Н.С.Ярошевич, учителя русского языка и литературы, «Использование активных методов и приемов для формирования читательской компетентности учащихся на уроках русского языка» при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В апреле планируется обобщение опыта учителей белорусского языка и литературы, участников инновационного проекта, при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.
Распространение сформированной инновационной практики
№ |
Тема мероприятия |
ФИО педагога |
1 |
ИМС для учителей истории района «Медиаобразование на уроках истории и обществоведения» |
Лозицкая А.Н. |
2 |
Международная ярмарка педагогический инноваций и проектов «Формирование читательских компетенций средствами медиаобразования» (г.Дзержинск) |
Лозицкая А.Н. |
3 |
Обучающие курсы в АПО «Сопровождение и поддержка учащихся в информационной среде» |
Лозицкая А.Н. |
4 |
Курсы ИРО г.Пинск «Формирование читательских компетенций средствами медиаобразования» |
Лозицкая А.Н. |
5 |
Первая белорусская конференция «Образование для будущего» в рамках международного проекта EdCamp, г.Минск |
Лозицкая А.Н. |
6 |
Творческая группа учителей русского и белорусского языка и литературы. Занятие «Формирование читательской грамотности учащихся» |
Лозицкая А.Н. |
7 |
Районный постоянно действующий семинар «Медиаобразование как средство формирования медиа» |
Лозицкая А.Н. |
8 |
Обучение на МООК «Смешанное обучение: образовательные модели» |
Лозицкая А.Н. |
9 |
Мастер-класс «Планирование курса в смешанном обучении» |
Лозицкая А.Н. |
10 |
МООК «Использование онлайн-курсов для непрерывного самообучения» в рамках международного проекта «Маршрут в будущее» |
Лозицкая А.Н. |
11 |
Районное учебно-методическое объединение учителей математики. Урок «Логарифмическая функция. Свойства и график логарифмической функции» |
Храпицкая Т.А. |
12 |
Конкурс риторического мастерства среди педагогов «Души прекрасные порывы» |
Корольчук М.В. Ярошевич Н.С. |
13 |
Районное учебно-методическое объединение заместителей директоров по учебной работе. Урок «Типы химических реакций» (решение контекстных задач) |
Олейник А.В. |
14 |
Мастер-класс для учителей района «Организация исследовательской деятельности» |
Олейник А.В. |
15 |
Творческая группа учителей химии «Контрольно-измерительные материалы по химии в 10 классе» |
Олейник А.В. |
16 |
Открытое мероприятие ко Дню родного языка «Таямніцы роднага языка» |
Носкевич Н.Д. |
17 |
Открытый урок «Неполные квадратные уравнения» |
Шабунько А.Н. |
18 |
Районное учебно-методическое объединение заместителей директоров по учебной работе. Мастер-класс «Актывізацыя пазнавальнай дзейнасці вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры праз выкарыстанне тэхналогіі развіцця крытычнага мыслення» |
Личевская А.А. |
19 |
Педагогический совет «О создании эффективной модели профессионального роста педагогов в учреждении образования» |
Пашкевич Ж.И. Пашкевич С.Л. Романюга Н.В. Пешко Н.Ф. |
20 |
Педагогический совет «Развитие актуальных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности посредством персонизации обучения» |
Ярошевич Н.С. Стахейко И.Н. Носкевич Н.Д Личевская А.А. Шабунько А.Н. Олейник А.В. Храпицкая Т.А. |
21 |
Обобщение опыта «Использование активных методов и приемов для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка», АПО |
Ярошевич Н.С. |
22 |
Обобщение опыта «Формирование читательской грамотности учащихся средствами медиаобразования на уроках русской литературы» (АПО, г.Минск) |
Лозицкая А.Н. |
23 |
Статья «Формирование читательской грамотности учащихся средствами медиаобразования на уроках русской литературы», (научно-методический журнал «Русский язык и литература»); |
Лозицкая А.Н. |
24 |
Статья «Медиаобразование в Беларуси: актуальность, предпосылки внедрения, история развития» (сборник научных трудов Академии последипломного образования) |
Лозицкая А.Н. |
25 |
Районная творческая группа учителей русского языка и литературы «Формирование читательской грамотности учащихся» |
Лозицкая А.Н. |
26 |
Рождественский фестиваль педагогического мастерства. Мастер-класс «Формирование читательской грамотности средствами медиаобразования» (АПО, г.Минск) |
Лозицкая А.Н. |
27 |
Республиканский семинар «Формирование читательских компетенций в контексте компетентностного подхода» (лекционные и практические занятия, АПО, г.Минск) |
Лозицкая А.Н. |
28 |
Постоянно действующий районный семинар «Медиаобразование как средство формирования медиа-информационных компетенций» |
Лозицкая А.Н. |
29 |
Курсы БрОИРО «Интеграция медиаобразования в условиях деятельности средней школы» (лекционные и практические занятия, г.Пинск) |
Лозицкая А.Н. |
30 |
Семинар «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся средствами медиаобразования» (методический выезд, г.Кобрин) |
Лозицкая А.Н. |
31 |
Областной научно-методический семинар «Опыт системной педагогической деятельности в структуре аттестации педагогов на присвоение квалификации «учитель-методист» (г.Барановичи) |
Лозицкая А.Н. |
32 |
Фестиваль педагогических идей. Мастер-класс «Формирование читательской грамотности средствами медиаобразования» (АПО, г.Минск) |
Лозицкая А.Н. |
В рамках методической недели «Молодость. Традиции. Профессионализм» были проведены уроки, мероприятия и мастер-классы, где учителя-инноваторы поделились опытом работы по развитию читательской грамотности в урочной и неурочной деятельности.
Мероприятия, проведенные учителями-участниками инновационного проекта в рамках методической недели «Молодость. Творчество. Профессионализм»
Ф.И.О. педагога |
Предмет |
Тема урока |
Олейник А.В. |
Химия |
«Реакции ионного обмена. Условия их протекания» |
Романюга Н.В. |
Математика |
Деление рациональных чисел |
Носкевич Н.Д. |
Белорусский язык |
Интеллектуальная игра «Таямніцы роднага слова» |
Пашкевич С.Л. |
История |
«Реформация в Беларуси» |
Пешко Н.Ф. |
Биология |
«Основы рационального питания» |
Корольчук М.В. |
Русская литература |
«Поэзия К.Симонова, М.Исаковского. Песни военных лет» |
Личевская А.А. |
Белорусский язык и литература |
Мастер-класс «Актывізацыя пазнавальнай дзейнасці вучняў праз тэхналогію крытычнага мыслення» |
Возможности творческой реализации высокого уровня читательских компетенций учащихся позволили эффективно участвовать в конкурсах.
Деятельность учащихся 8 классов в процессе реализации проекта
№ |
Тема мероприятия |
ФИО педагога |
1 |
Конкурс на лучшее художественное произведение к 100-летию Вооруженных сил Республики Беларусь |
Корольчук М.В. Ярошевич Н.С. |
2 |
Конкурс эссе «Мая Беларусь. Мая будучыня» |
Личевская А.А., Носкевич Н.Д. |
3 |
Конкурс риторического мастерства «Лира», «Дебют» |
Корольчук М.В. Ярошевич Н.С. |
4 |
Вторая дистанционная олимпиада по белорусскому языку для учащихся 8-11 классов |
Личевская А.А., Носкевич Н.Д. |
5 |
Районная научно-практическая конференция исследовательских работ «Открывая мир – открываю себя» |
Лозицкая А.Н. Диплом 1 степени (районный уровень), Диплом 3степени (областной уровень) Олейник А.В., Диплом 2 степени Корольчук М.В. Диплом 2 степени |
6 |
Республиканский проект «Мы говорим о Пушкине» («Пушкинград», конкурс авторских кроссвордов, ребусов, шарад, мини-викторин по биографии и творчеству А.С. Пушкина; «Пушкин и Беларусь». Видеоролики с записью экскурсий по местам Беларуси, связанным с именем А.С. Пушкина) |
Ярошевич Н.С. Корольчук М.В.
|
7 |
Мониторинг уровня читательской грамотности учащихся 8-х классов по сплошному и несплошному тексту |
Ярошевич Н.С. Стахейко И.Н. Носкевич Н.Д Личевская А.А. Шабунько А.Н. Олейник А.В. Храпицкая Т.А. Пашкевич Ж.И. Пашкевич С.Л. Романюга Н.В. Пешко Н.Ф. |
8 |
Первая республиканская олимпиада по читательской компетентности «Читатель+» для учащихся 5-8 классов |
Ярошевич Н.С. Пашкевич Ж.И. Корольчук М.В. |
9 |
Веб-квест «Там, на неведомых дорожках» |
Ярошевич Н.С. |
10 |
Сетевой проект «Рождественские истории» |
Ярошевич Н.С. Пашкевич Ж.И. Олейник А.В. Личевская А.А. |
11 |
Участие в республиканских конкурсах «Белка», «Синица», «Кентаврик», «Буслік», «Журавлик» |
Пешко Н.Ф. Пашкевич С.Л. Носкевич Н.Д. Ярошевич Н.С. Корольчук М.В. Личевская А.А. |