Психологическая готовность первоклассника

Дорогие родители!

     Для ребёнка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от вас требуется особое внимание. Родительское влияние в данный момент – самое сильное и действенное.  Первый год в школе – сложный период. Иногда родители могут спровоцировать школьный стресс, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности своего ребёнка. Не спешите! Ребёнку нужно время, чтобы войти в напряжённый ритм школьной жизни.

 

Каковы же показатели психологической готовности к школьному обучению?

Если говорить формально, то психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

1.Интеллектуальная готовность включает в себя: способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

  1. Мотивационная готовность, т.е мотивация к обучению.

В первые годы обучения очень важно создать все условия, для того, чтобы у ребёнка сложилось положительное отношение к школе. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Часто родители стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе.

В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе.

Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы.

Важно дома иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.

Если родители положительно отзываются в присутствии ребёнка о школе и учителях, то и ребёнок будет относиться к ним так же. Не высказывайте в присутствии ребёнка никаких своих опасений по поводу школы, делитесь только позитивными ожиданиями. Настраивайте ребёнка на успех.

Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

Никогда не заставляйте ребёнка заниматься, предупреждая о неминуемых трудностях в учёбе: «Не выучишь буквы, как в школе будешь учиться?!», «Надо учиться считать, а то потом в школе трудно будет!» и т.д. Такие фразы вызывают у ребёнка тревогу за будущее, а вовсе не желание учиться. Вообще не заставляйте ребёнка заниматься.

Не лишайте ребёнка игры, когда он пойдёт в школу. Не стыдите его за привязанность к игрушкам и играм, говоря, что он уже большой для этого. Играть ребёнку никогда не поздно. Игра необходима и взрослым людям, не говоря уже о детях. Если ребёнок не любит заниматься, ему «лишь бы поиграть», обратите это себе на пользу. Незаметно для ребёнка в игре давайте ему необходимые знания и обучайте чему-либо.

Необходимо поддерживать познавательный интерес ребёнка. Дети по природе своей очень любознательны, и если родители не «отмахиваются» от них, а отвечают на все интересующие вопросы, то познавательный интерес сохраняется и развивается.

  1. Волевая готовность.

Как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность.  Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.

Владение навыками самообслуживания так же необходимо ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель.

Регулярные занятия в определённое время дня приучают ребёнка к организованности. Если ребёнок привык, что после обеда (ужина, прогулки и т.д.) вы занимаетесь, то вам не придётся тратить каждый раз время на уговоры, настраивать ребёнка на занятия.

Нужно приучать ребёнка к усидчивости, к тому, что бы доводить начатое дело до конца. Предлагайте ребёнку такие задания, с которыми он может справиться достаточно быстро и не успеет устать. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Если ребёнок во время занятия начинает «ёрзать» на стуле, раскачиваться, это значит, что он устал и ему нужно немного подвигаться (побегать, поиграть, отдохнуть). Сами занятия не должны быть похожи на школьные уроки, с ребёнком нужно просто играть в развивающие игры.

Если у вас достаточно богатое воображение и не занимать терпения, то вы справитесь с этой задачей.

  1. Коммуникативная готовность.

Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения  с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе». Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или дразнят.

Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать от учителя или одноклассников того же. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, организовывайте такие ситуации, когда ему нужно попросить помощи у незнакомого взрослого или ребенка.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Позаботьтесь об эмоциональном благополучии ребёнка. Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах.

Ребёнок должен комфортно чувствовать себя в классе. Тревожность, агрессивность, неуверенность ребёнка может отрицательно отражаться на взаимоотношениях со сверстниками.

Конфликты с одноклассниками могут повлиять на школьную успеваемость. В позитивном эмоциональном состоянии ребёнок легче справляется с возникающими трудностями. Если у вашего ребёнка есть какие-либо эмоциональные проблемы, то обязательно обратитесь за помощью к педагогу-психологу.

       

           

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго!