Отчёты

Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения старшеклассника

25.10.2022

Трудовой жизненный путь – важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие – новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, осознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольными, хронически мрачным, раздражительным.

Профессия человека – его жизненный путь, трудовой путь, своего рода судьба. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на некоторое заблаговременное и основательное ее планирование.

И именно родители, как самые заинтересованные люди, должны помочь ребенку учесть важнейшие обстоятельства, необходимые для принятия решения профессионального будущего.

Старшие члены семьи проявляют заботу и несут ответственность за то, как складывается жизнь их детей. И эта забота распространяется и на выбор профессии.

Взрослые могут предоставлять значительную свободу выбора детям. Данная позиция родителей требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего. Все ли дети готовы к самостоятельному принятию ответственного решения? Стоит обдумать позицию «вместе» или «рядом», разделить с ними бремя ответственности.

Позиция, когда родители не согласны с выбором ребенка и предлагают сделать другой выбор, тоже часто имеет место быть. Взрослые считают детей еще маленькими, а дети переоценивают свою взрослость. В такой позиции лучший вариант – переговоры, разумные доводы в пользу намеченного пути и взаимные уступки. Родители, как имеющие профессиональный опыт, должны помочь ребенку составить профессиональный план. Продумать пути и средства для достижения поставленной цели. Выбрать варианты учебных учреждений для получения профессионального образования. Рассмотреть запасные варианты. Самое главное – реально оценить возможности ребенка: знания, интересы, способности, состояние здоровья. Очень важным составляющим элементом в решении проблемы выбора профессии является учет востребованности профессии на рынке труда в настоящее время и в ближайшем будущем.

При всем сказанном важно понимать, что выбирать придется неоднократно. Завтра могут появиться новые обстоятельства жизни, новые специальности и виды труда. Сегодня их выбрать нельзя, поскольку их еще нет.

Лучший вариант – единодушие в вопросе о выборе профессии. И если родители содействуют добрыми советами, то об этом можно только мечтать.

свернуть

Проблемы адаптации и дезадаптации

07.10.2022

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

свернуть

Безопасные каникулы

21.10.2022

Уважаемые родители!

С 30 октября 2022 года по 7 ноября 2022 года – осенние каникулы.

Предупреждаем Вас о том, что Вы несете полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность Ваших детей во время каникул!

  1. Законными представителями несовершеннолетнего являютсяего родители или лица, замещающие их.
  2. Родители несут полную ответственность за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей. Даже если ребенок находится у бабушки, ответственность несут родители. Поэтому необходимо ознакомить близких родственников с ответственностью за жизнь Вашего ребенка (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, ст. 67).
  3. Выучитес детьми наизусть телефоны экстренных служб спасения, куда дети могут позвонить, если Вас не окажется рядом.
  4. Административная ответственность наступает с 14 лет, уголовная – с 16лет. Однако за употребление, распространение наркотических средств, кражу, хулиганство – уголовная ответственность с 14 лет.
  5. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 14 лет, административную ответственность несут родители учащихся.
  6. Несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, могут находится в вечернее время суток на улице без сопровождения взрослых до 23.00. С 23.00 до 06.00 обязательно сопровождение детей родителями или лицами по поручению родителей.
  7. При нахождении на улице в вечернее время необходимо обязательно наличие световозвращающего элемента (фликера) в целях безопасности.
  8. Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет только при отсутствии тротуара. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собойи руководствоваться требованиями для движения пешеходов. Велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом заднего вида, котофотами. Переезжать пешеходный переход на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО. На велосипеде детям можно кататься в пешеходных и жилых зонах, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.
  9. Нецензурная брань в общественном месте является правонарушением.
  10. СМС-сообщения, переписка в Интернете с оскорбительными выражениями в адрес другого человека несут за собой административную ответственность.
  11. Воровство недопустимокак во взрослом, так и в детском возрасте (уголовная ответственность).
  12. Употребление спиртных напитков, курительных смесей, «спайсов», наркотических веществ несовершеннолетними строго запрещено.
  13. Покупка взрослыми алкогольных напитков (пиво, тоник, шейк и др.для несовершеннолетних, наркотических веществ, а также спаивание малолетних несет административную ответственность с составлением протокола и наложением штрафа.
  14. Остерегайтесь вовлечения Ваших детей в группировки антиобщественной направленности.
  15. Расскажите детям об опасности экстремальных селфи (на «заброшках», в недостроенных зданиях, на строительных объектах, на поездах и железной дороге, на крышах высотных зданий).
  16.  Несовершеннолетним детям запрещено находиться на крышах многоэтажных домов.
  17. Любое правонарушение, преступление несовершеннолетнего влечет за собой проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним.

18.Не оставляйте несовершеннолетних детей одних дома (Ст. 159 УК РБ).

  1. Контролируйте местонахождение Вашего ребенка постоянно. Помните об опасности заброшенных зданий, котлованов, строительных объектов и др.

НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ:

  1. Правила дорожного движения:
  • передвижение в наушниках опасно для жизни (особенно на пешеходах и железнодорожном переезде);
  • если нет светофора, необходимо переходить дорогу на перекрестке;
  • пересекать улицу нужно по прямой, а не наискось;
  • переходить улицу в городе можно только по пешеходным переходам;
  • они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход»;
  • нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин;
  • нельзя играть на проезжей части дороги;
  • при использовании роликовых коньков, скейтбордов, самокатов следует помнить, что проезжая часть не предназначена  для их использования, кататься можно по тротуару, на специально оборудованных площадках;
  • не допускайте вождения несовершеннолетними скутеров, мопедов, мотоциклов, автомобилей;
  • если вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер, мотоцикл), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке, получите водительские права (после 16 лет) для управления транспортным средством;
  • при перевозке детей до 12 лет в автомобилях используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.
  1. Правила пожарной безопасности, правила пользования газовыми и электроприборами.

III. Правила безопасности в лесу:

  • от укусов клещей поможет защититься головной убор и одежда, закрывающая руки и ноги;
  • применяйте специальные средства по отпугиванию насекомых;
  • избегайте контакта с пчелами, осами, шмелями и шершнями. Их укусы болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию и даже нанести ребенку психологическую травму;
  • держите в аптечке средство для лечения укусов насекомых.
  1. Во время массовых мероприятий, при скоплении большого числа людей:

Чтобы избежать возможных неприятностей, каждому необходимо знать основные правила поведения в местах большого скопления людей. Человек, находящийся в толпе, подвергается опасности из-за возможности возникновения давки; возможного проявления агрессии со стороны участников мероприятия (футбольных фанатов, хулиганов, участников митинга) возможности столкновения с сотрудниками органов правопорядка (при участии в акциях протеста).

  1. На объектах железнодорожного транспорта:

НЕ ходить по железнодорожным путям!

Не прыгать с платформ!

Не подлезать под платформу и подвижной состав!

Не играть вблизи железнодорожных путей!

Не кататься на кабинах и крышах поездов!

Не класть на пути железнодорожные предметы (это может привести к катастрофе)!

Не бросать камень в движущийся состав (это может привести к увечью или смерти пассажира, который может оказаться также и вашим родственником, одноклассником, другом или близким человеком)!

НЕ переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.

Не пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по телефону (при этом можно не услышать сигнала машиниста электропоезда)!

  1. Остерегайтесь травм
  • При занятии активными видами спорта (езда на скейте, роликах, велосипеде) обеспечьте ребенку защиту уязвимых средств. Для этого нужно использовать шлем, наколенники, налокотники, защитную экипировку для ладоней.
  • При езде на роликах обращайте внимание  на  то, чтобы они надежно фиксировали лодыжку, которую ребенок может вывихнуть.
  • Старайтесь приобретать спортивные товары от надежных производителей, особенно касается это травматических видов спорта.
  • Обучите ребенка технике правильного падения в критической ситуации или обратитесь к инструктору.
  • При использовании любого спортивного инвентаря следите, чтобы он был исправен и соответствовал возрасту ребенка.
  • Категорически запрещается  пользоваться огнестрельным и холодным оружием. Огнестрельное, холодное оружие, боеприпасы, порох – опасность для всех!

ПОМНИТЕ!

Здоровье Вашего ребенка зависит от Вашего постоянного контроля, любви и заботы!

свернуть