Психология насилия

Психология насилия.

«Отравляющая педагогика»

Начну с грустного, но очевидного факта: наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека. Совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Психологи сходятся во мнении, что насилие; хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных поведенческих стереотипов, сколько специфически человеческий феномен, поскольку очень часто выходит за пределы биологической целесообразности и включает осознанное целеполагание. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого. По мнению подавляющего большинства людей, насилие – безусловное зло.

Изначально в человеке трудно обнаружить что-либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению, жаждет одобрения, ищет самоактуализации и самореализации. И здесь нет места осуждению, - напротив, подобные желания и стремления считаются полезными в социуме и заслуживающими поощрения. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным – невежеством, глупостью, незрелостью личности, несовершенством общественных законов и социальных условий. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.

Занимаясь воспитанием ребенка родители и педагоги  могут по незнанию применять так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила «отравляющей педагогики» . Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребёнка.

Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: «Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я их понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего ребёнка. Вырастет – поймет…» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребёнку, который, разумеется, тоже вырастет насильником.

Итак, если вы хотите воспитать человека «с убитой душой» руководствуйтесь следующими «правилами»:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитета родителей.
  • Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, чтобы он «не заметил» этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребёнка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.

Основываясь на этих принципах, «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:

         < любовь – это обязанность;

         < родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;

         < дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

         < высокая самооценка вредна;

         < низкая самооценка делает людей альтруистами;

         < нежность (сильная любовь) вредна;

         < удовлетворять детские желания – неправильно;

         < суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

         < притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;

         < то, как вы себя ведёте, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;

         < родители не переживут, если их обидеть;

         < родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

         < родители всегда правы.

Если добросовестно следовать этим принципам «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребёнка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого «воспитания» не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка. «Для твоего собственного добра», - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребёнка.

Среди родительских мотивов могут быть:

- Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.

- Потребность найти выход для подавленных чувств.

- Потребность обладать и иметь в своём собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

- Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребёнка.

- Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

- Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить «отравляющую педагогику» в «хорошую» очень проблематичен. Всё это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т.е. зависимость от педагогических принципов.

Каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведён до абсурда.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ:

-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

-Если ребенок растет в честности, он  учится быть справедливым.

-Если ребенок живет в безопасности,  он учится верить в людей.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

30 марта, суббота

Поздравляем победителей

30 марта 2019 года на базе ГУО "Детская школа искусств г.Ивацевичи" проходил II Международный конкурс исполнительских искусств "Весенний звездопад"

подробнее...
29 марта, пятница

Экскурсия в город Пинск

29 марта группа учащихся 6-10-х классов со своими педагогами побывали на экскурсии в городе Пинске

подробнее...
29 марта, пятница

Акция "Чистый лес"

29 марта учащиеся школьного объединения "Росток-1" участвовали в акции "Чистый лес"

подробнее...
29 марта, пятница

Неделя финансовой грамотности

С 20 марта по 31 марта в ГУО «Средняя школа №2 г.Столина» прошла неделя финансовой грамотности

подробнее...
27 марта, среда

Экскурсия в д.Городная

27 марта учащиеся 3-х классов побывали на экскурсии в д.Городная. Ребята посетили Центр Гончарства и Дом-музей гончара

подробнее...
26 марта, вторник

Экскурсия в РОВД

26 марта отдел внутренних дел Столинского райисполкома посетили учащиеся 6 "Б" класса ГУО "Средняя школа №2 г.Столина"

подробнее...
24 марта, воскресенье

Всемирный день борьбы с туберкулезом

Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 24 марта проводится Всемирный день борьбы с туберкулезом

подробнее...
23 марта, суббота

Путешествие по тропинкам весны

23 марта с учащимися 4-х классов провели внеклассное мероприятие "Путешествие по тропинкам весны"

подробнее...
22 марта, пятница

Акция "Посади дерево"

В рамках акции «Посади дерево» 22 марта на территории учреждения образования «Средняя школа №2 г. Столина» волонтёрами было посажено 10 деревьев

подробнее...
21 марта, четверг

25 лет Конституции Республики Беларусь

21 марта в нашей школе состоялась встреча учащихся 8-11-х классов с заместителем начальника управления по труду, занятости и социальной защите Кулинченко Дмитрием Петровичем. Встреча состоялась в рамках проекта «Школа Активного Гражданина»

подробнее...
20 марта, среда

Что такое настоящая дружба?

20 марта в 4 «Б» классе был проведен открытый классный час «Что такое настоящая дружба?», целью которого было воспитание у детей доброты, умения дружить и бережно относиться друг к другу

подробнее...
20 марта, среда

В нашей дружбе - великая сила

20 марта в 4 "А" классе проходило воспитательное мероприятие "В нашей дружбе - великая сила". Цель этого мероприятия: развитие доброжелательных отношений в коллективе

подробнее...
16 марта, суббота

Викторина "Что за прелесть эти сказки"

16 марта среди учащихся 3-х классов проводилась викторина "Что за прелесть эти сказки"

подробнее...
15 марта, пятница

Поздравляем победителей

15 марта 2019 года на базе ГУО "Гимназия №4 г.Бреста" прошел IX открытый фестиваль-конкурс юных пианистов "Cantabile"

подробнее...
15 марта, пятница

Я – гражданин Республики Беларусь

15 марта в актовом зале школы состоялся праздник «Я – гражданин Республики Беларусь», посвящённый 25-летию празднования Дня Конституции Республики Беларусь

подробнее...
13 марта, среда

XVIII фестиваль Брестской лиги КВН

13 марта в городе Бресте прошел XVIII фестиваль Брестской лиги КВН, участие в котором приняла 21 команда

подробнее...
2 марта, суббота

V Республиканский смотр-конкурс детского творчества "Здравствуй, мир!"

2 марта 2019 года на базе УО "Брестский государственный областной центр молодежного творчества" проходил областной этап V Республиканского смотра-конкурса детского творчества "Здравствуй, мир!"

подробнее...
2 марта, суббота

Викторина «А ну-ка, девушки»

В субботу 2 марта учащиеся 5-ых классов приняли участие в викторине «А ну-ка, девушки»

подробнее...