Психология насилия

Психология насилия.

«Отравляющая педагогика»

Начну с грустного, но очевидного факта: наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека. Совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Психологи сходятся во мнении, что насилие; хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных поведенческих стереотипов, сколько специфически человеческий феномен, поскольку очень часто выходит за пределы биологической целесообразности и включает осознанное целеполагание. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого. По мнению подавляющего большинства людей, насилие – безусловное зло.

Изначально в человеке трудно обнаружить что-либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению, жаждет одобрения, ищет самоактуализации и самореализации. И здесь нет места осуждению, - напротив, подобные желания и стремления считаются полезными в социуме и заслуживающими поощрения. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным – невежеством, глупостью, незрелостью личности, несовершенством общественных законов и социальных условий. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.

Занимаясь воспитанием ребенка родители и педагоги  могут по незнанию применять так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила «отравляющей педагогики» . Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребёнка.

Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: «Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я их понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего ребёнка. Вырастет – поймет…» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребёнку, который, разумеется, тоже вырастет насильником.

Итак, если вы хотите воспитать человека «с убитой душой» руководствуйтесь следующими «правилами»:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитета родителей.
  • Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, чтобы он «не заметил» этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребёнка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.

Основываясь на этих принципах, «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:

         < любовь – это обязанность;

         < родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;

         < дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

         < высокая самооценка вредна;

         < низкая самооценка делает людей альтруистами;

         < нежность (сильная любовь) вредна;

         < удовлетворять детские желания – неправильно;

         < суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

         < притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;

         < то, как вы себя ведёте, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;

         < родители не переживут, если их обидеть;

         < родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

         < родители всегда правы.

Если добросовестно следовать этим принципам «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребёнка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого «воспитания» не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка. «Для твоего собственного добра», - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребёнка.

Среди родительских мотивов могут быть:

- Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.

- Потребность найти выход для подавленных чувств.

- Потребность обладать и иметь в своём собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

- Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребёнка.

- Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

- Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить «отравляющую педагогику» в «хорошую» очень проблематичен. Всё это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т.е. зависимость от педагогических принципов.

Каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведён до абсурда.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ:

-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

-Если ребенок растет в честности, он  учится быть справедливым.

-Если ребенок живет в безопасности,  он учится верить в людей.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

29 февраля, четверг

Чемпионат Брестской области по интеллектуальным играм среди ювеналов

подробнее...
26 февраля, понедельник

Методическая неделя ««Целеполагание – основной компонент целостной структуры учебного занятия»

подробнее...
26 февраля, понедельник

«Мы – патриоты родного края»

подробнее...
26 февраля, понедельник

Торжественное мероприятие «Мы – патриоты родного края»

подробнее...
24 февраля, суббота

Видеопросмотр "Было герою совсем мало лет"

подробнее...
23 февраля, пятница

Ежегодный смотр-конкурс строя и песни

подробнее...
23 февраля, пятница

Детская шалость с огнем – причина пожаров!

подробнее...
22 февраля, четверг

«Школа активного гражданина». «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)

подробнее...
20 февраля, вторник

Финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по биатлону "Снежный снайпер " на призы Президентского спортивного клуба

подробнее...
19 февраля, понедельник

Неделя безопасности в сети Интернет

подробнее...
19 февраля, понедельник

Неделя астрономии

подробнее...
17 февраля, суббота

Окрытый фестиваль-конкурс "Neoпеснi"

подробнее...
17 февраля, суббота

Спортландия среди учащихся 1-х классов.

подробнее...
17 февраля, суббота

Профориентационная игра «Найди себя»

подробнее...
16 февраля, пятница

Финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер»

подробнее...
15 февраля, четверг

Акция "Свеча Памяти"

подробнее...
15 февраля, четверг

Митинг, посвященный 35-летию вывода советских войск из Афганистана.

подробнее...
12 февраля, понедельник

Акция "Свеча памяти"

подробнее...
10 февраля, суббота

Познавательная игра "В гостях у доктора Неболейкина".

подробнее...
10 февраля, суббота

Интерактивная игра "Хочу всё знать"

подробнее...
8 февраля, четверг

Информационно-профилактическая встреча учащихся 6-9 классов с сотрудниками ОВД Столинского РИК

подробнее...
7 февраля, среда

Спектакль "Жила-была Сыроежка" Полесского драматического театра

подробнее...
3 февраля, суббота

Учащиеся Средней школа № 2 г. Столина приняли участие в первенстве по стрельбе из пневматической винтовки среди первичных организационных структур ДОСААФ района

подробнее...
3 февраля, суббота

"Своя игра" по теме "Мы помним"

подробнее...
3 февраля, суббота

Гульня "Чытаем казку па-беларуску"

подробнее...
3 февраля, суббота

Вечер встречи выпускников!

подробнее...
1 февраля, четверг

Практическое занятие с участием офицера Пограничной  комендатуры "Речица" Пинского пограничного отряда, лейтенанта Жушма Артёма Сергеевича

подробнее...