Психология насилия

Психология насилия.

«Отравляющая педагогика»

Начну с грустного, но очевидного факта: наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека. Совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Психологи сходятся во мнении, что насилие; хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных поведенческих стереотипов, сколько специфически человеческий феномен, поскольку очень часто выходит за пределы биологической целесообразности и включает осознанное целеполагание. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого. По мнению подавляющего большинства людей, насилие – безусловное зло.

Изначально в человеке трудно обнаружить что-либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению, жаждет одобрения, ищет самоактуализации и самореализации. И здесь нет места осуждению, - напротив, подобные желания и стремления считаются полезными в социуме и заслуживающими поощрения. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным – невежеством, глупостью, незрелостью личности, несовершенством общественных законов и социальных условий. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.

Занимаясь воспитанием ребенка родители и педагоги  могут по незнанию применять так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила «отравляющей педагогики» . Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребёнка.

Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: «Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я их понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего ребёнка. Вырастет – поймет…» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребёнку, который, разумеется, тоже вырастет насильником.

Итак, если вы хотите воспитать человека «с убитой душой» руководствуйтесь следующими «правилами»:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитета родителей.
  • Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, чтобы он «не заметил» этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребёнка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.

Основываясь на этих принципах, «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:

         < любовь – это обязанность;

         < родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;

         < дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

         < высокая самооценка вредна;

         < низкая самооценка делает людей альтруистами;

         < нежность (сильная любовь) вредна;

         < удовлетворять детские желания – неправильно;

         < суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

         < притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;

         < то, как вы себя ведёте, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;

         < родители не переживут, если их обидеть;

         < родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

         < родители всегда правы.

Если добросовестно следовать этим принципам «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребёнка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого «воспитания» не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка. «Для твоего собственного добра», - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребёнка.

Среди родительских мотивов могут быть:

- Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.

- Потребность найти выход для подавленных чувств.

- Потребность обладать и иметь в своём собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

- Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребёнка.

- Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

- Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить «отравляющую педагогику» в «хорошую» очень проблематичен. Всё это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т.е. зависимость от педагогических принципов.

Каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведён до абсурда.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ:

-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

-Если ребенок растет в честности, он  учится быть справедливым.

-Если ребенок живет в безопасности,  он учится верить в людей.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

30 ноября, вторник

Встреча учащихся 10-х классов

30 ноября 2021 года в нашей школе прошла встреча учащихся 10-х классов со специалистом по продажам Брестского филиала РУП "Белтелеком" Гребень Ириной Адамовной и инженером-системотехником Столинского ЦЭС, Пинского ЗУЭС Мироновичем Валерием Ивановичем.

подробнее...
30 ноября, вторник

Улыбка и смех это для всех

27 ноября в школьной библиотеке прошла литературная викторина для учеников третьих классов: «Улыбка и смех это для всех».

подробнее...
29 ноября, понедельник

Неделя правовых знаний

С 22 по 27 ноября в школе прошла Неделя правовых знаний "Ответственность и право", целью которой было повышение уровня правовых знаний учащихся 1-11 классов по профилактике правонарушений и преступлений.

подробнее...
29 ноября, понедельник

Наша школа через 10 лет

В рамках "Школы Активного Гражданина" по тематическому блоку "Я и Школа" 24.11 и 26.11 в 5 А и в 7 Б классах были проведены мероприятия на тему"Наша школа через 10 лет".

подробнее...
28 ноября, воскресенье

Быстрее! Выше! Сильнее!

Олимпийская неделя в нашей школе прошла под девизом: "Быстрее! Выше! Сильнее!". В рамках недели были проведены соревнования по троеборью, спортландии, спортивные игры, а также тематические классные часы.

подробнее...
27 ноября, суббота

В мире загадок

Ребята 1 "Б" класса в шестой школьный день встретились на конкурсе "В мире загадок". Дети отгадывали загадки о растениях, животных, природе.

подробнее...
27 ноября, суббота

Турнир по баскетболу

В рамках шестого школьного дня среди учащихся 5-х классов состоялся турнир по баскетболу.

подробнее...
25 ноября, четверг

Время стать заметным!

В рамках акции " Время стать заметным!" учащиеся 8 "В" класса СШ 2 г.Столина встретились с инспектором ДПС в ОГАИ Столинского РОВД Андреем Витальевичем Гречко.

подробнее...
22 ноября, понедельник

Правовая неделя в школе.

22 ноября правовая неделя в нашей школе была открыта встречей учащихся класса правовой направленности с помощником прокурора Столинского района Басалаем Станиславом Викторовичем.

подробнее...
20 ноября, суббота

Исторический калейдоскоп

Интересно и познавательно прошёл шестой день у учащихся 11 «А» класса. Они подготовили материал и провели информ-дайджест под названием «Исторический калейдоскоп».

подробнее...
20 ноября, суббота

Нескароны талент Міхася Зарэцкага

20 лістапада ў бібліятэцы прайшла бяседа-агляд літаратуры “ Нескароны талент Міхася Зарэцкага”. На мерапрыемстве прысутнічалі вучні 6”Г” класа.

подробнее...
20 ноября, суббота

Это мы не проходили

В рамках "Шестого школьного дня" прошло мероприятие "Это мы не проходили". Эрудит-шоу направлено на всестороннее развитие учащихся, развитие интуиции и языковой догадки.

подробнее...
19 ноября, пятница

Неделя толерантности в школе час общения "Дружат дети всей земли" 2Б

подробнее...
19 ноября, пятница

Классный час "Добро на нашей стороне" (час общения) 1 А

подробнее...
19 ноября, пятница

Что такое толерантность?

5Г 17.11 открытый микрофон "Что такое толерантность?"

подробнее...
18 ноября, четверг

Будь ярким, стань заметным!

Сегодня нашей школе учащимися ИПГ был проведён рейд "Будь ярким, стань заметным!" и беседа " Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать!"

подробнее...
18 ноября, четверг

Безопасный путь в школу!

В школе прошли практически занятия " Безопасный путь в школу!"

подробнее...
17 ноября, среда

Сила толерантности

Неделя толерантности проходит в нашей школе: 1Г Час общения "Добру откроется сердце". 11Б Тренинг " Сила толерантности"

подробнее...
17 ноября, среда

Здоровый город Брестчины без табака

В рамках профилактического проекта "Здоровый город ( посёлок) Брестчины без табака" в школе прошел конкурс рисунков "Столин - здоровый город!"

подробнее...
13 ноября, суббота

Времена, обычаи и нравы

13 ноября 2021г. в рамках 6-го школьного дня с учащимися 10 «Б» класса было проведено мероприятие «Времена, обычаи и нравы» в форме дискуссионных качелей.

подробнее...
12 ноября, пятница

Посвящение в класс правовой направленности

В пятницу, 12 ноября 2021 года, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г.Столина» прошло мероприятие «Посвящение в класс правовой направленности».

подробнее...
11 ноября, четверг

11 Ноября -  Международный день энергосбережения

подробнее...
9 ноября, вторник

Экскурсия "В мастерской у художника"

05.11.2021 учащиеся 5 "Г" класса вместе с классным руководителем Мисюн Т.Ю. посетили художественную галерею Сергея Мисюна.

подробнее...
8 ноября, понедельник

Проект "Мир меняют дети"

подробнее...
4 ноября, четверг

Участие в открытии реконструированного захоронения жертв фашизма.

подробнее...
2 ноября, вторник

Не прожигай свою жизнь!

С 1 по 30 ноября 2021 года на территории Столинского района будет проходить республиканская акция «Не прожигай свою жизнь!» направленная на предупреждение пожаров и гибели людей от них по причине неосторожного обращения с огнем в состоянии алкогольного опьянения.

подробнее...
2 ноября, вторник

Земля – наш дом

30 октября 2021 года в рамках 6-го школьного дня состоялся конкурс «Компьютерный рисунок» по теме «Земля – наш дом».

подробнее...