Психология насилия

Психология насилия.

«Отравляющая педагогика»

Начну с грустного, но очевидного факта: наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека. Совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Психологи сходятся во мнении, что насилие; хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных поведенческих стереотипов, сколько специфически человеческий феномен, поскольку очень часто выходит за пределы биологической целесообразности и включает осознанное целеполагание. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого. По мнению подавляющего большинства людей, насилие – безусловное зло.

Изначально в человеке трудно обнаружить что-либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению, жаждет одобрения, ищет самоактуализации и самореализации. И здесь нет места осуждению, - напротив, подобные желания и стремления считаются полезными в социуме и заслуживающими поощрения. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным – невежеством, глупостью, незрелостью личности, несовершенством общественных законов и социальных условий. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.

Занимаясь воспитанием ребенка родители и педагоги  могут по незнанию применять так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила «отравляющей педагогики» . Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребёнка.

Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: «Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я их понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего ребёнка. Вырастет – поймет…» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребёнку, который, разумеется, тоже вырастет насильником.

Итак, если вы хотите воспитать человека «с убитой душой» руководствуйтесь следующими «правилами»:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитета родителей.
  • Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, чтобы он «не заметил» этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребёнка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.

Основываясь на этих принципах, «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:

         < любовь – это обязанность;

         < родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;

         < дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

         < высокая самооценка вредна;

         < низкая самооценка делает людей альтруистами;

         < нежность (сильная любовь) вредна;

         < удовлетворять детские желания – неправильно;

         < суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

         < притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;

         < то, как вы себя ведёте, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;

         < родители не переживут, если их обидеть;

         < родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

         < родители всегда правы.

Если добросовестно следовать этим принципам «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребёнка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого «воспитания» не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка. «Для твоего собственного добра», - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребёнка.

Среди родительских мотивов могут быть:

- Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.

- Потребность найти выход для подавленных чувств.

- Потребность обладать и иметь в своём собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

- Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребёнка.

- Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

- Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить «отравляющую педагогику» в «хорошую» очень проблематичен. Всё это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т.е. зависимость от педагогических принципов.

Каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведён до абсурда.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ:

-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

-Если ребенок растет в честности, он  учится быть справедливым.

-Если ребенок живет в безопасности,  он учится верить в людей.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

30 ноября, суббота

«Информационные ресурсы общества и информационная культура»

30 ноября 2019г. В библиотеке проводился библиотечный урок «Информационные ресурсы общества и информационная культура». Мероприятие посетили ученики 6 «Б» и 6 «Г» классов.

подробнее...
30 ноября, суббота

"Путешествие с Страну Здоровья"

30 ноября в рамках 6-го школьного дня в школе прошло воспитательное мероприятие "Путешествие с Страну Здоровья" ЗОЖ является обязательной областью знаний для любого человека, так как от знаний зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.

подробнее...
23 ноября, суббота

"Весёлый мир детских произведений"

23 ноября в библиотеке прошло мероприятие "Весёлый мир детских произведений". Посетили мероприятие ученики 3 и 4 классов. Их вниманию была предоставлена выставка-обзор по произведениям Н.Носова и В.Драгуновского

подробнее...
23 ноября, суббота

"Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе"

23 ноября в ГУО «Средняя школа №2 г. Столина» прошел третий день информирования «Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе». В ходе реализации ШАГа 1 «Мы узнаем» ведущие Арсенович Мария и Калевич Дарья познакомили учащихся 10 классов с темой единого дня информирования. также учащимися были просмотрены видеоролики «Мы сделали это вместе – Республиканский научно-практический центр „Мать и дитя“», «Мы сделали это вместе – многопрофильный культурно-спортивный комплекс „Минск-Арена“», «Мы сделали это вместе – Минский железнодорожный вокзал».

подробнее...
23 ноября, суббота

«Быстрый, смелый, ловкий, умелый!»

23 ноября проводились соревнования «Быстрый, смелый, ловкий, умелый!» Среди учащихся 3-х классов. По результатам соревнований 1-е место заняла команда «Читеры» 3А класс, 2-е место «Френк» 3Г класс, 3-е место «Акула» 3В класс.

подробнее...
20 ноября, среда

Подготовка буклетов

20 ноября учащиеся 11 класса подготовили буклеты и коллажи по теме «Правила работы за компьютером», «Как сохранить своё зрение», «Гигиена зрения».

подробнее...
16 ноября, суббота

"Доброе дело два века живет"

16 ноября учащиеся 4-х классов встретились в конкурсной программе "Доброе дело два века живет". К концу встречи ребята посадили сад доброты с необычными деревьями: "Где спряталось добро?", "Поговорим о добре", "Улыбка доброты", "Дерево дружбы", "Добрые слова", "Копилка добрых поступков". В результате учащиеся знания о доброте, её роли в жизни каждого человека, учитель сторону жизненных явлений и поступков, получили опыт работы в группах и массу положительных эмоций.

подробнее...
16 ноября, суббота

Холокост - трагедия, которая не должна повториться

16 ноября среди учащихся 11 классов было проведено мероприятие шестого дня "Холокост - трагедия, которая не должна повториться". Задачей этого мероприятия было познакомить учащихся с малоизвестными страницами истории Холокоста в Столинском районе.

подробнее...
16 ноября, суббота

Тропинками родного края

16 ноября в школе состоялся конкурс-путешествие «Тропинками родного края» среди учащихся 7-х классов. В рамках мероприятия участникам предлагалось несколько конкурсных заданий, с которыми они справились легко и быстро. Команда девочек набрала 28 баллов и выиграла у мальчиков, которые по итогам всех конкурсов набрали 22 балла.

подробнее...
11 ноября, понедельник

О проведении международного дня энергосбережения

На основании письма главного управления по образованию Брестского исполнительного комитета от 31.10.2019 №10/16-36-16 «О международном Дне энергосбережения» с целью привлечения внимания к рациональному использованию ресурсов в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г. Столина 11-12 ноября запланировано проведение следующих мероприятий:

подробнее...
10 ноября, воскресенье

Гала-концерт в Минске

10 ноября 2019 г. учащиеся нашей школы, посещающие факультатив "Основы православной культуры", их родители и учителя побывали в г. Минске, где в рамках духовно-просветительского проекта: "Дни православной культуры" проходил гала-концерт "Хвалите Имя Господне" во Дворце Профсоюзов. В программе концерта звучали духовные песнопения, выступали детские хоры, звучала старинная музыка, с авторскими произведениями выступили члены союза Писателей Беларуси. Незабываемые впечатления увезли ребята от посещения Храмового комплекса в честь Всех Святых, крипты, где хранится память о людях, защищавших нашу родную землю. Увлекательной и познавательной стала экскурсия в Музей Великой Отечественной Войны.

подробнее...
5 ноября, вторник

Экскурсия в налогой инспекции

Во время осенних каникул учащиеся 9 "Б" класса побывали на экскурсии в налоговой инспекции. Колб Тамара Леонидовна рассказала об истории создания налоговых органов. Ребята узнали, зачем собирают налоги и как они расходуются.

подробнее...
5 ноября, вторник

Экскурсия в РОВД

4 и 5 ноября учащиеся 4-ых классов побывали на увлекательной экскурсии в РОВД г.Столина. Ребята узнали о буднях работников милиции, познакомились с историческим прошлым РОВД. Вызвала восторг возможность посидеть в милицейской машине на месте сотрудников и на месте преступников, примерить экипировку сотрудников милиции, поддержать оружие в руках.

подробнее...
5 ноября, вторник

Турнир по баскетболу

5 ноября прошел турнир по баскетболу приуроченный к сорокапятилетию ГУО "Средняя школа №2 г.Столина".

подробнее...
4 ноября, понедельник

Турнир по футболу

С 1 по 4 ноября прошел турнир по футболу между 8-9 и 5-7 классами среди городских школ посвященный сорокапятилетию ГУО "Средняя школа №2 г. Столина"

подробнее...