Психология насилия

Психология насилия.

«Отравляющая педагогика»

Начну с грустного, но очевидного факта: наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека. Совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Психологи сходятся во мнении, что насилие; хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных поведенческих стереотипов, сколько специфически человеческий феномен, поскольку очень часто выходит за пределы биологической целесообразности и включает осознанное целеполагание. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого. По мнению подавляющего большинства людей, насилие – безусловное зло.

Изначально в человеке трудно обнаружить что-либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению, жаждет одобрения, ищет самоактуализации и самореализации. И здесь нет места осуждению, - напротив, подобные желания и стремления считаются полезными в социуме и заслуживающими поощрения. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным – невежеством, глупостью, незрелостью личности, несовершенством общественных законов и социальных условий. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.

Занимаясь воспитанием ребенка родители и педагоги  могут по незнанию применять так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила «отравляющей педагогики» . Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребёнка.

Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: «Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я их понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего ребёнка. Вырастет – поймет…» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребёнку, который, разумеется, тоже вырастет насильником.

Итак, если вы хотите воспитать человека «с убитой душой» руководствуйтесь следующими «правилами»:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитета родителей.
  • Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, чтобы он «не заметил» этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребёнка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.

Основываясь на этих принципах, «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:

         < любовь – это обязанность;

         < родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;

         < дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

         < высокая самооценка вредна;

         < низкая самооценка делает людей альтруистами;

         < нежность (сильная любовь) вредна;

         < удовлетворять детские желания – неправильно;

         < суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

         < притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;

         < то, как вы себя ведёте, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;

         < родители не переживут, если их обидеть;

         < родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

         < родители всегда правы.

Если добросовестно следовать этим принципам «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребёнка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого «воспитания» не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка. «Для твоего собственного добра», - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребёнка.

Среди родительских мотивов могут быть:

- Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.

- Потребность найти выход для подавленных чувств.

- Потребность обладать и иметь в своём собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

- Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребёнка.

- Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

- Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить «отравляющую педагогику» в «хорошую» очень проблематичен. Всё это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т.е. зависимость от педагогических принципов.

Каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведён до абсурда.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ:

-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

-Если ребенок растет в честности, он  учится быть справедливым.

-Если ребенок живет в безопасности,  он учится верить в людей.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

25 сентября, суббота

Конкурсная программа "Знатоки природы".

В субботу, 25 сентября, с учащимися 4"А"класса была проведена конкурсная программа "Знатоки природы".

подробнее...
25 сентября, суббота

В субботу 25.09.2021 года прошла познавательная беседа "Мы -за мир!".

В пионерскую субботу 25.09.2021 года в государственном учреждении образования "Средняя школа№2 г.Столина" с октябрятами 4 класса и пионерами 5 класса проведена познавательная беседа "Мы -за мир!".

подробнее...
23 сентября, четверг

Единый день информирования на тему «Правила счастливого человека».

23 сентября в 6 «Б» классе в рамках проекта Школа Активного Гражданина прошло мероприятие на тему «Правила счастливого человека».

подробнее...
23 сентября, четверг

Единый день информирования "Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны"

23 сентября в нашей школе в рамках проекта Школа Активного Гражданина на тему «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего» состоялась встреча учащихся 8 «Б» и 8 «Г» классов с бывшем председателем Столинской районной организации Белорусского профессионального союза работников образовании и науки Анатолием Капитоновичем Максимовичом. Сейчас Анатолий Капитонович является помощником члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Протосовицкого Г.В.

подробнее...
18 сентября, суббота

Урок информации: «Давайте беречь природу и животных»

18 сентября в библиотеке проводился урок информации: «Давайте беречь природу и животных», к 80-летию национального парка « Беловежская пуща».

подробнее...
17 сентября, пятница

Патриотический конкурс "Память сильнее времени"

В День народного единства, учащаяся 4 "В" класса Чуманевич Кристина была награждена Дипломом Лауреата Всероссийского патриотического конкурса "ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ"

подробнее...
17 сентября, пятница

Неделя народного единства в школе

С 13 по 17 сентября, в школе прошли мероприятия, посвящённые Неделе народного единства.

подробнее...
16 сентября, четверг

Информационный час «Начало Второй Мировой войны».

В рамках информационного образовательного проекта Школа Активного Гражданина 16 сентября 2021г. в 9 классах прошёл информационный час «Начало Второй Мировой войны».

подробнее...
15 сентября, среда

«Мы против наркотиков!»

Информационно – просветительская акция «Мы против наркотиков!

подробнее...
15 сентября, среда

С заботой о безопасности малой Родины!

Акция под таким названием «С заботой о безопасности малой Родины!» продолжается на территории Столинского района. Продлится она с 13 сентября по 3 октября. Профилактическая акция проводится с целью предупреждения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем и гибели на них лиц пенсионного и пожилого возраста. И в первую очередь она направлена на внимание и заботу к пожилым людям!

подробнее...
13 сентября, понедельник

13 сентября 2021г.

Неделя народного единства объявляется открытой!

подробнее...
11 сентября, суббота

Викторина "В гостях у сказки"

В субботу, 11 сентября, тёплым солнечным утром, первоклассники 1"Г" класса пришли в школу, где прошло интересное мероприятие.

подробнее...
11 сентября, суббота

Экскурсия "Ольманские болота" сентябрь 2021г.

11 сентября учащиеся 6"А",9"В",9"Б" классов вместе с учителями побывали на экскурсии в заказнике" Ольманские болота".

подробнее...
11 сентября, суббота

11 сентября прошёл «День здоровья»

Традиционно, в начале сентября, а именно в субботу, 11 сентября, в школе прошел «День здоровья» — день, свободный от учёбы, посвящённый активному и здоровому образу жизни.

подробнее...
10 сентября, пятница

Закрытие Республиканской акции "Внимание - дети!"

«В центре внимания – дети!», в рамках которой работники МЧС пополнили багаж знаний учащихся СШ №2 г.Столина в области безопасности.

подробнее...
10 сентября, пятница

Лекция по электробезопасности с учащимися 9-ых классов

Старший инспектор Столинской районной энергогазинспекии провёл лекцию по электробезопасности с учащимися 9-ых классов.

подробнее...
4 сентября, суббота

Конкурс рисунков на асфальте " Моя Родина - Беларусь"

подробнее...
3 сентября, пятница

"Сам себе я помогу, сам себя я сберегу".

3 сентября во 2 "В" классе прошел классный час "Сам себе я помогу, сам себя я сберегу".

подробнее...
3 сентября, пятница

Безопасность детей — на новый уровень

С нынешнего учебного года меры безопасности в учреждениях образования будут усилены. Ситуацию берет под контроль Департамент охраны МВД.

подробнее...
1 сентября, среда

1 сентября в нашей школе

подробнее...