Психология насилия

Психология насилия.

«Отравляющая педагогика»

Начну с грустного, но очевидного факта: наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека. Совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Психологи сходятся во мнении, что насилие; хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных поведенческих стереотипов, сколько специфически человеческий феномен, поскольку очень часто выходит за пределы биологической целесообразности и включает осознанное целеполагание. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого. По мнению подавляющего большинства людей, насилие – безусловное зло.

Изначально в человеке трудно обнаружить что-либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению, жаждет одобрения, ищет самоактуализации и самореализации. И здесь нет места осуждению, - напротив, подобные желания и стремления считаются полезными в социуме и заслуживающими поощрения. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным – невежеством, глупостью, незрелостью личности, несовершенством общественных законов и социальных условий. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.

Занимаясь воспитанием ребенка родители и педагоги  могут по незнанию применять так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила «отравляющей педагогики» . Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребёнка.

Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: «Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я их понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего ребёнка. Вырастет – поймет…» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребёнку, который, разумеется, тоже вырастет насильником.

Итак, если вы хотите воспитать человека «с убитой душой» руководствуйтесь следующими «правилами»:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитета родителей.
  • Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, чтобы он «не заметил» этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребёнка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.

Основываясь на этих принципах, «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:

         < любовь – это обязанность;

         < родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;

         < дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

         < высокая самооценка вредна;

         < низкая самооценка делает людей альтруистами;

         < нежность (сильная любовь) вредна;

         < удовлетворять детские желания – неправильно;

         < суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

         < притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;

         < то, как вы себя ведёте, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;

         < родители не переживут, если их обидеть;

         < родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

         < родители всегда правы.

Если добросовестно следовать этим принципам «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребёнка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого «воспитания» не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит, у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка. «Для твоего собственного добра», - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребёнка.

Среди родительских мотивов могут быть:

- Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.

- Потребность найти выход для подавленных чувств.

- Потребность обладать и иметь в своём собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

- Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребёнка.

- Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

- Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить «отравляющую педагогику» в «хорошую» очень проблематичен. Всё это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т.е. зависимость от педагогических принципов.

Каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведён до абсурда.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ:

-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

-Если ребенок растет в честности, он  учится быть справедливым.

-Если ребенок живет в безопасности,  он учится верить в людей.

-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

-Если ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

30 октября, среда

Олимпийский урок

30 октября прошел Олимпийский урок в 1 "Г" классе

подробнее...
28 октября, понедельник

Акция "Подвешенная книга"

Учащиеся 7 "Б" класса организовали школьную акцию "Подвешенная книга"

подробнее...
26 октября, суббота

Неделя пионерских дел

В учреждении образования «Средняя школа №2 г.Столина» с 21 октября по 26 октября 2019 года прошла неделя пионерских дел

подробнее...
25 октября, пятница

Хоккейный матч

25 октября учащиеся нашей школы побывали на хоккейном матче "Динамо Минск vs. Динамо Рига"

подробнее...
25 октября, пятница

Мы против правонарушений

25 октября в нашей школе состоялся тематический вечер "Мы против правонарушений"

подробнее...
24 октября, четверг

Единый день информирования: "Я - будущий избиратель"

24 октября в ГУО «Средняя школа №2 г.Столина» прошёл второй день информирования «Я - будущий избиратель»

подробнее...
23 октября, среда

Международный День школьных библиотек

23 октября в нашей школе проходила акция, посвящённая Международному Дню школьных библиотек

подробнее...
19 октября, суббота

Акция "Чистый лес"

19 октября учащиеся 6-х классов, входящие в кружок школьного лесничества "Росток-2", приняли участие в акции "Чистый лес"

подробнее...
19 октября, суббота

Квест-игра «По следам Победы»

19.10.2019 года команда «Огонёк» приняла участие в районном этапе республиканской квест-игры «По следам Победы» на базе Столинского районного центра детского творчества

подробнее...
19 октября, суббота

Осенний кросс

19 октября на школьном стадионе проходило спортивное мероприятие "Осенний кросс" среди учащихся 11-х классов

подробнее...
19 октября, суббота

Брейн-ринг "Энергетический марафон"

19 октября состоялся брейн-ринг под названием "Энергетический марафон", посвященный теме энергосбережения

подробнее...
19 октября, суббота

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

19 октября, в рамках шестого школьного дня, среди учащихся 2-х классов проводилась интеллектуальная игра "Умники и умницы"

подробнее...
18 октября, пятница

Акция "Чистый лес"

18 октября учащиеся 8-х классов, входящие в кружок школьного лесничества "Росток-1" приняли участие в акции "Чистый лес"

подробнее...
14 октября, понедельник

Мама - это самое прекрасное слово

Мама - это самое прекрасное слово, синоним спасения, опоры, надежды и помощи, а также любви, счастья и благодарности. Ребята 5 "В" класса заранее с теплом и любовью подготовили открытки для своих дорогих мам

подробнее...
13 октября, воскресенье

EdCamp Belarus 2019

12-13 октября в Минске отгремела третья Не конференция EdCamp Belarus 2019. Команда учащихся нашей школы приняла в ней участие и провела мастер-класс "Быть или не быть школьному телевидению?"

подробнее...
12 октября, суббота

Литературная гостиная

12 октября в библиотеке прошла литературная гостиная, посвященная 205-летию писателя М.Ю. Лермонтова

подробнее...
12 октября, суббота

День здоровья

"В здоровом теле - здоровый дух!". Под таким девизом в нашей школе 12 октября прошел день здоровья

подробнее...
12 октября, суббота

Пресс-конференция «Курение: за и против»

В субботу, 12 октября, среди учащихся 8-х классов прошла пресс-конференция «Курение: за и против». Учащиеся активно принимали участие в обсуждении вопроса курения

подробнее...
11 октября, пятница

Тематический вечер "Спасибо женщине, чье имя мать"

Традиционно, во всех школах Беларуси вторая неделя октября посвящена Матери. И в нашей школе прошел интересный и яркий тематический вечер "Спасибо женщине, чье имя мать"

подробнее...
5 октября, суббота

Математический турнир

5 октября в школе прошла викторина "Математический турнир", в которой участвовали три команды учащихся 7-ых классов

подробнее...
5 октября, суббота

Мой домашний дружок

5 октября в библиотеке прошло мероприятие "Мой домашний дружок", на нем присутствовали ученики 3 "А" класса

подробнее...
4 октября, пятница

Концерт "Ты в памяти людской, учитель!"

4 октября состоялся концерт "Ты в памяти людской, учитель!", посвященный Дню учителя. Программу концерта подготовили учащиеся 9 "А" класса со своим классным руководителем Калевич Т.Б.

подробнее...