Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

28 февраля, четверг

Единый день информирования по теме "Почетное звание - защитник Отечества"

В рамках единого дня информирования по теме "Почетное звание - защитник Отечества" для учащихся 8-11 классов 28 февраля 2019 года состоялась встреча учащихся с представителем Военного комиссариата Столинского района Потрубейко Сергеем Александровичем

подробнее...
23 февраля, суббота

Спортивный праздник

В субботу, 23 февраля в рамках недели гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена» в нашей школе традиционно состоялся спортивный праздник с участием родителей одиннадцатиклассников

подробнее...
22 февраля, пятница

Смотр-конкурс строя и песни

22 февраля в рамках недели гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена» в нашей школе состоялся ежегодный традиционный смотр-конкурс строя и песни среди 5-6-х классов

подробнее...
22 февраля, пятница

Турнир по многоборью

В рамках республиканской патриотической акции «К защите Отечества готов» 22 февраля в ГУО «Средняя школа №3 г. Столина» состоялся турнир по многоборью

подробнее...
16 февраля, суббота

Викторина по сказкам братьев Гримм "Путешествие за тридевять земель"

16 февраля в нашей школе прошла викторина по сказкам братьев Гримм "Путешествие за тридевять земель"

подробнее...
11 февраля, понедельник

Интеллектуально-познавательная викторина «Хочу всё знать»

9 февраля 2019 года учащиеся четвёртых классов приняли участие в интеллектуально-познавательной викторине «Хочу всё знать»

подробнее...
11 февраля, понедельник

Интеллектуальная игра

9 февраля в нашей школе состоялась интеллектуальная игра с учащимися 9-х классов

подробнее...
11 февраля, понедельник

Круглый стол "Мир профессий"

9 февраля в нашей школе состоялся круглый стол «Мир профессий» с учащимися 5-х классов

подробнее...
11 февраля, понедельник

Тематический вечер "Мы за безопасность в сети Интернет"

8 февраля в нашей школе состоялся тематический вечер "Мы за безопасность в сети Интернет"

подробнее...
8 февраля, пятница

Пионерский сбор

С целью формирования гражданского самосознания у молодого поколения, воспитания чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, 8 февраля состоялся сбор пионерского отряда «Они сражались за Родину»

подробнее...
5 февраля, вторник

Акция БРСМ

5 февраля активисты первичной организации ОО «БРСМ» государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Столина» провели акцию, посвящённую Всемирному дню борьбы против рака

подробнее...
5 февраля, вторник

Экскурсия в центр безопасности МЧС

4 февраля центр безопасности МЧС посетили учащиеся 6 «Б» класса. Ребят встретил Александр Вячеславович Симончик и с первых слов своего рассказа сумел привлечь внимание детей

подробнее...
4 февраля, понедельник

Вечер встречи выпускников "Это было давно, это было недавно"

2 февраля в школе состоялся вечер встречи выпускников "Это было давно, это было недавно"

подробнее...
4 февраля, понедельник

Викторина «Эрудит»

2 февраля в нашей школе прошла викторина «Эрудит» среди 7-х классов

подробнее...
4 февраля, понедельник

Краеведческая викторина "Мой край"

2 февраля среди учащихся 8-ых классов была проведена краеведческая викторина "Мой край"

подробнее...
4 февраля, понедельник

Вручения молодёжных билетов БРСМ

1 февраля в Столинском ГДК состоялось торжественное мероприятие, посвященное подведению итогов работы Столинской районной организации ОО "БРСМ" в 2018 году

подробнее...