Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

30 ноября, суббота

«Информационные ресурсы общества и информационная культура»

30 ноября 2019г. В библиотеке проводился библиотечный урок «Информационные ресурсы общества и информационная культура». Мероприятие посетили ученики 6 «Б» и 6 «Г» классов.

подробнее...
30 ноября, суббота

"Путешествие с Страну Здоровья"

30 ноября в рамках 6-го школьного дня в школе прошло воспитательное мероприятие "Путешествие с Страну Здоровья" ЗОЖ является обязательной областью знаний для любого человека, так как от знаний зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.

подробнее...
23 ноября, суббота

"Весёлый мир детских произведений"

23 ноября в библиотеке прошло мероприятие "Весёлый мир детских произведений". Посетили мероприятие ученики 3 и 4 классов. Их вниманию была предоставлена выставка-обзор по произведениям Н.Носова и В.Драгуновского

подробнее...
23 ноября, суббота

"Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе"

23 ноября в ГУО «Средняя школа №2 г. Столина» прошел третий день информирования «Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе». В ходе реализации ШАГа 1 «Мы узнаем» ведущие Арсенович Мария и Калевич Дарья познакомили учащихся 10 классов с темой единого дня информирования. также учащимися были просмотрены видеоролики «Мы сделали это вместе – Республиканский научно-практический центр „Мать и дитя“», «Мы сделали это вместе – многопрофильный культурно-спортивный комплекс „Минск-Арена“», «Мы сделали это вместе – Минский железнодорожный вокзал».

подробнее...
23 ноября, суббота

«Быстрый, смелый, ловкий, умелый!»

23 ноября проводились соревнования «Быстрый, смелый, ловкий, умелый!» Среди учащихся 3-х классов. По результатам соревнований 1-е место заняла команда «Читеры» 3А класс, 2-е место «Френк» 3Г класс, 3-е место «Акула» 3В класс.

подробнее...
20 ноября, среда

Подготовка буклетов

20 ноября учащиеся 11 класса подготовили буклеты и коллажи по теме «Правила работы за компьютером», «Как сохранить своё зрение», «Гигиена зрения».

подробнее...
16 ноября, суббота

"Доброе дело два века живет"

16 ноября учащиеся 4-х классов встретились в конкурсной программе "Доброе дело два века живет". К концу встречи ребята посадили сад доброты с необычными деревьями: "Где спряталось добро?", "Поговорим о добре", "Улыбка доброты", "Дерево дружбы", "Добрые слова", "Копилка добрых поступков". В результате учащиеся знания о доброте, её роли в жизни каждого человека, учитель сторону жизненных явлений и поступков, получили опыт работы в группах и массу положительных эмоций.

подробнее...
16 ноября, суббота

Холокост - трагедия, которая не должна повториться

16 ноября среди учащихся 11 классов было проведено мероприятие шестого дня "Холокост - трагедия, которая не должна повториться". Задачей этого мероприятия было познакомить учащихся с малоизвестными страницами истории Холокоста в Столинском районе.

подробнее...
16 ноября, суббота

Тропинками родного края

16 ноября в школе состоялся конкурс-путешествие «Тропинками родного края» среди учащихся 7-х классов. В рамках мероприятия участникам предлагалось несколько конкурсных заданий, с которыми они справились легко и быстро. Команда девочек набрала 28 баллов и выиграла у мальчиков, которые по итогам всех конкурсов набрали 22 балла.

подробнее...
11 ноября, понедельник

О проведении международного дня энергосбережения

На основании письма главного управления по образованию Брестского исполнительного комитета от 31.10.2019 №10/16-36-16 «О международном Дне энергосбережения» с целью привлечения внимания к рациональному использованию ресурсов в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г. Столина 11-12 ноября запланировано проведение следующих мероприятий:

подробнее...
10 ноября, воскресенье

Гала-концерт в Минске

10 ноября 2019 г. учащиеся нашей школы, посещающие факультатив "Основы православной культуры", их родители и учителя побывали в г. Минске, где в рамках духовно-просветительского проекта: "Дни православной культуры" проходил гала-концерт "Хвалите Имя Господне" во Дворце Профсоюзов. В программе концерта звучали духовные песнопения, выступали детские хоры, звучала старинная музыка, с авторскими произведениями выступили члены союза Писателей Беларуси. Незабываемые впечатления увезли ребята от посещения Храмового комплекса в честь Всех Святых, крипты, где хранится память о людях, защищавших нашу родную землю. Увлекательной и познавательной стала экскурсия в Музей Великой Отечественной Войны.

подробнее...
5 ноября, вторник

Экскурсия в налогой инспекции

Во время осенних каникул учащиеся 9 "Б" класса побывали на экскурсии в налоговой инспекции. Колб Тамара Леонидовна рассказала об истории создания налоговых органов. Ребята узнали, зачем собирают налоги и как они расходуются.

подробнее...
5 ноября, вторник

Экскурсия в РОВД

4 и 5 ноября учащиеся 4-ых классов побывали на увлекательной экскурсии в РОВД г.Столина. Ребята узнали о буднях работников милиции, познакомились с историческим прошлым РОВД. Вызвала восторг возможность посидеть в милицейской машине на месте сотрудников и на месте преступников, примерить экипировку сотрудников милиции, поддержать оружие в руках.

подробнее...
5 ноября, вторник

Турнир по баскетболу

5 ноября прошел турнир по баскетболу приуроченный к сорокапятилетию ГУО "Средняя школа №2 г.Столина".

подробнее...
4 ноября, понедельник

Турнир по футболу

С 1 по 4 ноября прошел турнир по футболу между 8-9 и 5-7 классами среди городских школ посвященный сорокапятилетию ГУО "Средняя школа №2 г. Столина"

подробнее...