Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

25 сентября, суббота

Конкурсная программа "Знатоки природы".

В субботу, 25 сентября, с учащимися 4"А"класса была проведена конкурсная программа "Знатоки природы".

подробнее...
25 сентября, суббота

В субботу 25.09.2021 года прошла познавательная беседа "Мы -за мир!".

В пионерскую субботу 25.09.2021 года в государственном учреждении образования "Средняя школа№2 г.Столина" с октябрятами 4 класса и пионерами 5 класса проведена познавательная беседа "Мы -за мир!".

подробнее...
23 сентября, четверг

Единый день информирования на тему «Правила счастливого человека».

23 сентября в 6 «Б» классе в рамках проекта Школа Активного Гражданина прошло мероприятие на тему «Правила счастливого человека».

подробнее...
23 сентября, четверг

Единый день информирования "Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны"

23 сентября в нашей школе в рамках проекта Школа Активного Гражданина на тему «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего» состоялась встреча учащихся 8 «Б» и 8 «Г» классов с бывшем председателем Столинской районной организации Белорусского профессионального союза работников образовании и науки Анатолием Капитоновичем Максимовичом. Сейчас Анатолий Капитонович является помощником члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Протосовицкого Г.В.

подробнее...
18 сентября, суббота

Урок информации: «Давайте беречь природу и животных»

18 сентября в библиотеке проводился урок информации: «Давайте беречь природу и животных», к 80-летию национального парка « Беловежская пуща».

подробнее...
17 сентября, пятница

Патриотический конкурс "Память сильнее времени"

В День народного единства, учащаяся 4 "В" класса Чуманевич Кристина была награждена Дипломом Лауреата Всероссийского патриотического конкурса "ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ"

подробнее...
17 сентября, пятница

Неделя народного единства в школе

С 13 по 17 сентября, в школе прошли мероприятия, посвящённые Неделе народного единства.

подробнее...
16 сентября, четверг

Информационный час «Начало Второй Мировой войны».

В рамках информационного образовательного проекта Школа Активного Гражданина 16 сентября 2021г. в 9 классах прошёл информационный час «Начало Второй Мировой войны».

подробнее...
15 сентября, среда

«Мы против наркотиков!»

Информационно – просветительская акция «Мы против наркотиков!

подробнее...
15 сентября, среда

С заботой о безопасности малой Родины!

Акция под таким названием «С заботой о безопасности малой Родины!» продолжается на территории Столинского района. Продлится она с 13 сентября по 3 октября. Профилактическая акция проводится с целью предупреждения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем и гибели на них лиц пенсионного и пожилого возраста. И в первую очередь она направлена на внимание и заботу к пожилым людям!

подробнее...
13 сентября, понедельник

13 сентября 2021г.

Неделя народного единства объявляется открытой!

подробнее...
11 сентября, суббота

Викторина "В гостях у сказки"

В субботу, 11 сентября, тёплым солнечным утром, первоклассники 1"Г" класса пришли в школу, где прошло интересное мероприятие.

подробнее...
11 сентября, суббота

Экскурсия "Ольманские болота" сентябрь 2021г.

11 сентября учащиеся 6"А",9"В",9"Б" классов вместе с учителями побывали на экскурсии в заказнике" Ольманские болота".

подробнее...
11 сентября, суббота

11 сентября прошёл «День здоровья»

Традиционно, в начале сентября, а именно в субботу, 11 сентября, в школе прошел «День здоровья» — день, свободный от учёбы, посвящённый активному и здоровому образу жизни.

подробнее...
10 сентября, пятница

Закрытие Республиканской акции "Внимание - дети!"

«В центре внимания – дети!», в рамках которой работники МЧС пополнили багаж знаний учащихся СШ №2 г.Столина в области безопасности.

подробнее...
10 сентября, пятница

Лекция по электробезопасности с учащимися 9-ых классов

Старший инспектор Столинской районной энергогазинспекии провёл лекцию по электробезопасности с учащимися 9-ых классов.

подробнее...
4 сентября, суббота

Конкурс рисунков на асфальте " Моя Родина - Беларусь"

подробнее...
3 сентября, пятница

"Сам себе я помогу, сам себя я сберегу".

3 сентября во 2 "В" классе прошел классный час "Сам себе я помогу, сам себя я сберегу".

подробнее...
3 сентября, пятница

Безопасность детей — на новый уровень

С нынешнего учебного года меры безопасности в учреждениях образования будут усилены. Ситуацию берет под контроль Департамент охраны МВД.

подробнее...
1 сентября, среда

1 сентября в нашей школе

подробнее...