Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

30 октября, среда

Олимпийский урок

30 октября прошел Олимпийский урок в 1 "Г" классе

подробнее...
28 октября, понедельник

Акция "Подвешенная книга"

Учащиеся 7 "Б" класса организовали школьную акцию "Подвешенная книга"

подробнее...
26 октября, суббота

Неделя пионерских дел

В учреждении образования «Средняя школа №2 г.Столина» с 21 октября по 26 октября 2019 года прошла неделя пионерских дел

подробнее...
25 октября, пятница

Хоккейный матч

25 октября учащиеся нашей школы побывали на хоккейном матче "Динамо Минск vs. Динамо Рига"

подробнее...
25 октября, пятница

Мы против правонарушений

25 октября в нашей школе состоялся тематический вечер "Мы против правонарушений"

подробнее...
24 октября, четверг

Единый день информирования: "Я - будущий избиратель"

24 октября в ГУО «Средняя школа №2 г.Столина» прошёл второй день информирования «Я - будущий избиратель»

подробнее...
23 октября, среда

Международный День школьных библиотек

23 октября в нашей школе проходила акция, посвящённая Международному Дню школьных библиотек

подробнее...
19 октября, суббота

Акция "Чистый лес"

19 октября учащиеся 6-х классов, входящие в кружок школьного лесничества "Росток-2", приняли участие в акции "Чистый лес"

подробнее...
19 октября, суббота

Квест-игра «По следам Победы»

19.10.2019 года команда «Огонёк» приняла участие в районном этапе республиканской квест-игры «По следам Победы» на базе Столинского районного центра детского творчества

подробнее...
19 октября, суббота

Осенний кросс

19 октября на школьном стадионе проходило спортивное мероприятие "Осенний кросс" среди учащихся 11-х классов

подробнее...
19 октября, суббота

Брейн-ринг "Энергетический марафон"

19 октября состоялся брейн-ринг под названием "Энергетический марафон", посвященный теме энергосбережения

подробнее...
19 октября, суббота

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

19 октября, в рамках шестого школьного дня, среди учащихся 2-х классов проводилась интеллектуальная игра "Умники и умницы"

подробнее...
18 октября, пятница

Акция "Чистый лес"

18 октября учащиеся 8-х классов, входящие в кружок школьного лесничества "Росток-1" приняли участие в акции "Чистый лес"

подробнее...
14 октября, понедельник

Мама - это самое прекрасное слово

Мама - это самое прекрасное слово, синоним спасения, опоры, надежды и помощи, а также любви, счастья и благодарности. Ребята 5 "В" класса заранее с теплом и любовью подготовили открытки для своих дорогих мам

подробнее...
13 октября, воскресенье

EdCamp Belarus 2019

12-13 октября в Минске отгремела третья Не конференция EdCamp Belarus 2019. Команда учащихся нашей школы приняла в ней участие и провела мастер-класс "Быть или не быть школьному телевидению?"

подробнее...
12 октября, суббота

Литературная гостиная

12 октября в библиотеке прошла литературная гостиная, посвященная 205-летию писателя М.Ю. Лермонтова

подробнее...
12 октября, суббота

День здоровья

"В здоровом теле - здоровый дух!". Под таким девизом в нашей школе 12 октября прошел день здоровья

подробнее...
12 октября, суббота

Пресс-конференция «Курение: за и против»

В субботу, 12 октября, среди учащихся 8-х классов прошла пресс-конференция «Курение: за и против». Учащиеся активно принимали участие в обсуждении вопроса курения

подробнее...
11 октября, пятница

Тематический вечер "Спасибо женщине, чье имя мать"

Традиционно, во всех школах Беларуси вторая неделя октября посвящена Матери. И в нашей школе прошел интересный и яркий тематический вечер "Спасибо женщине, чье имя мать"

подробнее...
5 октября, суббота

Математический турнир

5 октября в школе прошла викторина "Математический турнир", в которой участвовали три команды учащихся 7-ых классов

подробнее...
5 октября, суббота

Мой домашний дружок

5 октября в библиотеке прошло мероприятие "Мой домашний дружок", на нем присутствовали ученики 3 "А" класса

подробнее...
4 октября, пятница

Концерт "Ты в памяти людской, учитель!"

4 октября состоялся концерт "Ты в памяти людской, учитель!", посвященный Дню учителя. Программу концерта подготовили учащиеся 9 "А" класса со своим классным руководителем Калевич Т.Б.

подробнее...