Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

27 сентября, вторник

Правила счастливого человека

В рамках мероприятия для учащихся были созданы условия для осмысления понятия "счастье" по применению к самому себе.

подробнее...
26 сентября, понедельник

Родная мова – мова навукі

Старт творчай акцыі “Чытаем Максіма Танка разам”

подробнее...
26 сентября, понедельник

Літаратура як люстэрка мовы

Выстава-конкурс дзіцячай творчасці “Пад небам сінім”, прысвечаная 140-годдзю з дня нараджэння паэтаў Беларусі Я.Купалы і Я.Коласа

подробнее...
26 сентября, понедельник

За што я люблю родную зямлю

Акцыя пажаданняў роднай краіне “Далучы сваю далонь”

подробнее...
26 сентября, понедельник

Родная мова ў культуры і мастацтве

Гастранамічны фэст “Беларуская кухня”.Прагляд беларускіх мультыплікацыйных і мастацкіх фільмаў

подробнее...
26 сентября, понедельник

Багацце беларускай мовы

На першым паверсе школы быў аформлены інфармацыйны стэнд. Прэзентацыя віншавальных паштовак “Пажаданні роднай мове”

подробнее...
22 сентября, четверг

Як ты дорага мне, мая родная мова

З 16 па 23 верасня ў нашай установе адукацыі прайшоў Тыдзень роднай мовы “Як ты дорага мне, мая родная мова!” На працягу тыдня вучні 1-11 класаў прымалі актыўны ўдзел ва ўсіх мерапрыемствах.

подробнее...
22 сентября, четверг

Единый день безопасности

Учащиеся ГУО"Средняя школа 2 г. Столина" посетили мероприятие в рамках Единого дня безопасности, которое проходило в Городском доме культуры.

подробнее...
22 сентября, четверг

«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»

В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» - Школа Активного гражданина» прошло занятие на тему «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина».

подробнее...
21 сентября, среда

Гастранамiчны фэст "Беларуская кухня"

В рамках недели белорусского языка в ГУО "Средняя школа №2 г. Столина" с учащимися группы продлённого дня 2"А" класса было проведено мероприятие -Гастранамiчны фэст "Беларуская кухня".

подробнее...
19 сентября, понедельник

Марафон “Мова родная - мова модная”

Выкананне беларускіх песень

подробнее...
19 сентября, понедельник

“Сэрцам роднага слова краніся”

Выстава вучэбнай літаратуры па беларускай мове

подробнее...
17 сентября, суббота

Открытие музея имени Степана Павловича Каплуна.

В рамках Года исторической памяти в День народного единства 17 сентября 2022 года в учреждении образования "Средняя школа 2 г Столина" прошло торжественное открытие музея имени С.П.Каплуна.

подробнее...
14 сентября, среда

Мероприятие «Наша сила в единстве»

подробнее...
10 сентября, суббота

Учащиеся 3-х классов приняли участие в игровой программе «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

подробнее...
5 сентября, понедельник

Неделя Спорта и Здоровья

Эта неделя проводилась с 05.09.2022 по 11.09.2022

подробнее...