Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

27 декабря, пятница

Посещение центра поддержки молодых инвалидов

На зимних каникулах ребят из 7"А" и 7"Б" классов встречали в центре поддержки молодых инвалидов.

подробнее...
27 декабря, пятница

"Встреча у ёлки"

В преддверии Нового года в нашей школе прошли новогодние утренники. В новогоднем хороводе чудесного праздника закружились ребята разных возрастов.

подробнее...
21 декабря, суббота

Іван Чыгрынаў – народны пісьменнік Беларусі

21 снежня ў школьная бібліятэцы праводзілася мерапрыемства прысвечанае жыццю і творчасці беларускага пісьменніка Івана Чыгрынава. Наведалі мерапрыемства вучні 6 ”В” класа.

подробнее...
21 декабря, суббота

Олимпийская неделя

С 16 декабря по 21 декабря 2019 года в учреждении образования прошла Олимпийская неделя. Целью проведения Олимпийской недели является пропаганда олимпийского и параолимпийского движения, физической культуры и спорта, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника и основам здорового образа жизни.

подробнее...
21 декабря, суббота

Новогодние праздники разных стран

21 декабря 2019г. в нашей школе, пятиклассники поучаствовали в новогодней викторине. Ребята не только весело провели время, но и узнали много интересного.

подробнее...
21 декабря, суббота

Финальные игры по баскетболу

21 декабря 2019г. в спортивном зале ФСК Коммунальник прошли финальные игры по баскетболу среди учащихся школ Столинского района. В финал вышли четыре команды (юноши). Средняя школа №2 г.Столина, средняя школа №2 р.п.Речица, Оздамичская средняя школа и команда школы Большого Малешева.

подробнее...
19 декабря, четверг

Традиции моей страны

19 декабря 2019 г. в нашей школе состоялась очередная встреча, в рамках проекта «ШАГ». Цель встречи - напомнить учащимся о народных традициях, обычаях белорусского народа; воспитать бережное отношение к природному и культурному наследию республики Беларусь; сохранение исторической памяти.

подробнее...
17 декабря, вторник

«Безопасный Новый год!»

17 декабря 2019 г. работники Столинского РОЧС посетили среднюю школу №2 г.Столина. Работники МЧС рассказали детям об опасности, которую таят в себе пиротехнические изделия, чем может обернуться шалость с петардами, как правильно и безопасно установить новогоднюю ёлку.

подробнее...
14 декабря, суббота

«Новогодний калейдоскоп»

14 декабря 2019г. в библиотеке прошёл круглый стол на тему «Новогодний калейдоскоп».

подробнее...
14 декабря, суббота

Открытие мастерской Деда Мороза

В субботу 14 декабря 2019 г. состоялось открытие мастерской Деда Мороза.

подробнее...
14 декабря, суббота

«Здорово жить»

В субботу 14 декабря 2019 прошла игровая викторина «Здорово жить» среди учащихся 6-ых классов.

подробнее...
14 декабря, суббота

«Спяваем разам»

14 декабря 2019г. в г.Пинске проходил зональный тур республиканского смотра-конкурса хорового творчества «Спяваем разам».

подробнее...
13 декабря, пятница

«Факультет забытых истин»

13 декабря 2019 г. в средней школе №2 г.Столина прошёл вечер «Факультет забытых истин».

подробнее...
7 декабря, суббота

міні-EdCamp Belarus

7 декабря 2019 на базе нашей школы состоялся міні-EdCampBelarus. В фестивале педагогического мастерства приняли участие педагоги Столинского района, г.Пинска, г.Житковичи, г.Дубровица (Украина).

подробнее...
7 декабря, суббота

«Зимние забавы»

7 декабря 2019 среди 3-х классов прошла коллективная работа «Зимние забавы».

подробнее...