Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

29 февраля, четверг

Чемпионат Брестской области по интеллектуальным играм среди ювеналов

подробнее...
26 февраля, понедельник

Методическая неделя ««Целеполагание – основной компонент целостной структуры учебного занятия»

подробнее...
26 февраля, понедельник

«Мы – патриоты родного края»

подробнее...
26 февраля, понедельник

Торжественное мероприятие «Мы – патриоты родного края»

подробнее...
24 февраля, суббота

Видеопросмотр "Было герою совсем мало лет"

подробнее...
23 февраля, пятница

Ежегодный смотр-конкурс строя и песни

подробнее...
23 февраля, пятница

Детская шалость с огнем – причина пожаров!

подробнее...
22 февраля, четверг

«Школа активного гражданина». «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)

подробнее...
20 февраля, вторник

Финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по биатлону "Снежный снайпер " на призы Президентского спортивного клуба

подробнее...
19 февраля, понедельник

Неделя безопасности в сети Интернет

подробнее...
19 февраля, понедельник

Неделя астрономии

подробнее...
17 февраля, суббота

Окрытый фестиваль-конкурс "Neoпеснi"

подробнее...
17 февраля, суббота

Спортландия среди учащихся 1-х классов.

подробнее...
17 февраля, суббота

Профориентационная игра «Найди себя»

подробнее...
16 февраля, пятница

Финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер»

подробнее...
15 февраля, четверг

Акция "Свеча Памяти"

подробнее...
15 февраля, четверг

Митинг, посвященный 35-летию вывода советских войск из Афганистана.

подробнее...
12 февраля, понедельник

Акция "Свеча памяти"

подробнее...
10 февраля, суббота

Познавательная игра "В гостях у доктора Неболейкина".

подробнее...
10 февраля, суббота

Интерактивная игра "Хочу всё знать"

подробнее...
8 февраля, четверг

Информационно-профилактическая встреча учащихся 6-9 классов с сотрудниками ОВД Столинского РИК

подробнее...
7 февраля, среда

Спектакль "Жила-была Сыроежка" Полесского драматического театра

подробнее...
3 февраля, суббота

Учащиеся Средней школа № 2 г. Столина приняли участие в первенстве по стрельбе из пневматической винтовки среди первичных организационных структур ДОСААФ района

подробнее...
3 февраля, суббота

"Своя игра" по теме "Мы помним"

подробнее...
3 февраля, суббота

Гульня "Чытаем казку па-беларуску"

подробнее...
3 февраля, суббота

Вечер встречи выпускников!

подробнее...
1 февраля, четверг

Практическое занятие с участием офицера Пограничной  комендатуры "Речица" Пинского пограничного отряда, лейтенанта Жушма Артёма Сергеевича

подробнее...