Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

30 апреля, вторник

II открытый конкурс вокального творчества "Музычная скарбнiца"

Поздравляем дипломантов и лауреатов II открытого конкурса вокального творчества "Музычная скарбнiца", проходившего в городе Бобруйске на базе ГУО "Бобруйская районная детская школа искусств"

подробнее...
27 апреля, суббота

Интеллектуальная игра «Человек и здоровье»

В соответствии с планом воспитательной работы, в целях формирования навыков здорового образа жизни учащихся, в рамках шестого школьного дня 27.04.2019 года в нашей школе с учащимися восьмых классов проведена интеллектуальная игра «Человек и здоровье»

подробнее...
26 апреля, пятница

Акция "Чернобыль – хрупкий мир вокруг"

26 апреля, в Международный день памяти о чернобыльской катастрофе, в средней школе №2 г.Столина волонтёрами отряда «Доброе сердце» ОО «БРСМ» и волонтёрами отряда «Мы – вместе» БОКК была проведена акция «Чернобыль – хрупкий мир вокруг»

подробнее...
25 апреля, четверг

Единый день информирования: "Беларусь помнит"

25 апреля в нашей школе состоялся единый день информирования для учащихся 8-11 классов «Беларусь помнит». Мероприятие приурочено ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

подробнее...
20 апреля, суббота

Слёт-конкурс юных инспекторов дорожного движения

20 апреля на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Столина» состоялся традиционный слёт-конкурс юных инспекторов дорожного движения

подробнее...
20 апреля, суббота

Неделя леса

Учащиеся школьного лесничества "Росток" приняли участие в республиканской акции "Неделя леса", которая проходила с 13 по 20 апреля 2019 года

подробнее...
20 апреля, суббота

Викторина "День космонавтики"

Интеллектуальная викторина проводилась ко Дню космонавтики для учащихся 7-х классов 20 апреля 2019 года

подробнее...
13 апреля, суббота

Планета знаний

13 апреля прошло мероприятие «Планета знаний», в котором приняли участие ребята 3-х классов

подробнее...
13 апреля, суббота

Устный журнал "Архитектурные памятники Столинщины"

13 апреля в школе для учащихся 11-х классов был представлен устный журнал "Архитектурные памятники Столинщины"

подробнее...
6 апреля, суббота

Игра «Эрудит»

6 апреля для учащихся 5-х классов была проведена игра «Эрудит»

подробнее...
6 апреля, суббота

Квест "В гостях у улыбки"

6 апреля учащиеся 6-х классов приняли участие в квесте «В гостях у улыбки»

подробнее...
6 апреля, суббота

Вечер "Калейдоскоп здоровья"

С целью расширения кругозора о здоровом образе жизни в школе был проведен вечер для учащихся старших классов "Калейдоскоп здоровья"

подробнее...
4 апреля, четверг

Викторина «Секреты здоровья»

4 апреля, в рамках валеологической недели «Будь здоров», среди учащихся 7-х классов была проведена викторина «Секреты здоровья»

подробнее...