Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

30 октября, суббота

Закружила листва золотая

30 октября в библиотеке проводился праздник осенних листочков: «Закружила листва золотая»

подробнее...
28 октября, четверг

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

В рамках реализации проекта Школа Активного Гражданина 28 октября 2021г. в 7 "А" классе был проведён классный час «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» по тематическому блоку «Я и семья».

подробнее...
28 октября, четверг

«Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас- главная ценность»

28 октября 2021 года в Государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г. Столина» проведено мероприятие(час общения) в рамках ШАГ по теме: «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас- главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики).

подробнее...
23 октября, суббота

Влияние алкоголя на живые организмы

23 октября в 8 «Б» классе прошло мероприятие – научная лаборатория «Влияние алкоголя на живые организмы».

подробнее...
18 октября, понедельник

Акция "За безопасность вместе"

По инициативе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в период с 18 по 29 октября 2021 г. в стране проводится республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде «За безопасность вместе».

подробнее...
16 октября, суббота

Мамочка любимая моя

Мама, мамочка! Такое светлое, тёплое имя...Такой добрый, любимый человечек... Мы поздравляем наших мам с праздником! И в качестве поздравления учащиеся 7Б класса 16 октября 2021 года сделали коллаж " Мамочка любимая моя".

подробнее...
16 октября, суббота

«Путешествие в страну дорожных знаков»

16 октября 2021г. в 4 «В» классе проходило внеклассное мероприятие «путешествие в страну дорожных знаков».

подробнее...
14 октября, четверг

Поздравим маму вместе

Первичная профсоюзная организация принимает участие в Республиканской профсоюзной акции «Поздравим маму вместе».

подробнее...
14 октября, четверг

В День матери награждена Грамотой учитель Домнич Жанна Иосифовна.

В День матери награждена Грамотой Брестского областного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки Домнич Жанна Иосифовна.

подробнее...
13 октября, среда

Информационный час "Активный гражданин и его правовая культура".

"Активный гражданин и его правовая культура. Что нужно знать школьникам о государственной системе правовой информации". 5 "Г"

подробнее...
13 октября, среда

Информационный час «Активный гражданин и его правовая культура. Что нужно знать школьникам о государственной системе правовой информации»

Право - неотъемлемая часть нашей жизни.

подробнее...
9 октября, суббота

О малой родине с любовью

09 октября 2021 г. в школьной библиотеке прошел час информации: "О малой родине с любовью".

подробнее...
9 октября, суббота

Осенний букет

9 октября 2021г. в средней школе №2 г.Столина было проведено мероприятие под названием «Осенний букет».

подробнее...
9 октября, суббота

В мире интересного

9 октября проходила игра-викторина «В мире интересного» с учащимися 2-ых классов.

подробнее...
9 октября, суббота

День здоровья

подробнее...
9 октября, суббота

Экскурсия в урочище Стасино

подробнее...
6 октября, среда

Всё о ковиде

Видеоролики "Всё о ковиде"

подробнее...
4 октября, понедельник

Республиканская акция «Молодежь за безопасность»

4 октября стартует республиканская акция «Молодежь за безопасность»

подробнее...
2 октября, суббота

Мероприятие "Интернет: друг или враг?".

2 октября в рамках 6го школьного дня с учащимися 5 "Б" класса было проведено мероприятие "Интернет: друг или враг?".

подробнее...
1 октября, пятница

День учителя в нашей школе

подробнее...