Тревожность и экзамены

Тревожность и экзамены

Естественная реакция нашего организма на любую ответственную, неопределенную, сложную ситуацию является его напряжение.

Для наших детей одна из таких ситуаций – это экзамен. И у тех детей, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Определенный ее уровень – естественная особенность любого человека. Это состояние имеет свои субъективные проявления в виде волнения, беспокойства, нервозности, озабоченности (т.е. эмоциональные проявления). А также это состояние имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус лицевой мускулатуры, появляется дрожание конечностей, потливость.

Все эти проявления в той или иной степени заметны у детей, сдающих экзамены. Волнуются практически все. Однако поведение детей бывает очень разным.

 

Ситуации

Одни дети

Другие дети

 

До экзамена

 

Приходят в состояние повышенной мобилизации (сосредоточенно читают учебник, конспект, ищут ответы на непонятные вопросы)

 

Суетливо листают учебник и конспект, но не могут сосредоточиться. Пребывают в панике.

На экзамене (во время подготовки)

Взяв билет и столкнувшись с трудным вопросом, не паникуют, а проявляют изобретательность. У них внезапно всплывают в памяти знания, появляются неожиданные ассоциации.

Взяв билет, вначале не могут понять его и даже прочитать. В дальнейшем все зависит от подготовки: успокаиваются и готовят ответ или (если попался незнакомый вопрос) внезапно обнаруживают, что забыли и то, что знали. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах, думают о последствиях, и их единственная мысль – поскорее бы экзамен закончился. Они готовы удовлетвориться любой отметкой.

Ответ экзаменатору

Способны давать ответ на дополнительные вопросы или вопросы по ходу. Могут даже попросить дополнительные вопросы для повышения оценки (т.е. могут пойти на риск во имя возможного успеха).

Теряются, если их прервать вопросом, сбиваются с мысли, вызывая недоумение экзаменатора (только что так неплохо отвечал, и вдруг…). Дополнительных вопросов не просят. Если ответ не отклоняется от той схемы, которую наметил ученик при подготовке, результат может быть высоким.

Уходят с экзамена

В случае успеха – с чувством удовлетворенности и эмоционального подъема.

Выжатые эмоционально, как лимон, с большим желанием поспать. Даже если результат высок, нет тех ощущений эмоционального подъема и удовлетворенности, которые появляются после успешного ответа.

 

 

После экзамена

Все показатели вегетативной нервной системы через несколько минут после экзамена приходят в норму независимо от удовлетворенности результатом.

Показатели вегетативной нервной системы не только не уменьшаются, но и продолжают нарастать, независимо от результатов экзамена.

 

       Создается парадоксальная ситуация: воздействие стресса закончилось, а напряжение сохранилось или даже усилилось. Почему же одно напряжение снижается, а другое – нет? Потому что между ними существует принципиальное различие. Это разные виды напряжения или тревожности, и различны причины их возникновения.

     Первая тревожность – продуктивная. Она мобилизует человека, подготавливает его к деятельности и исчерпывает себя в этой деятельности, исчезая с ее окончанием. И даже если она велика и мешает эффективно действовать, она все равно снижается после завершения вызвавшей ее ситуации. Т.е. она ситуативна.

     Вторая – это непродуктивная тревога. И она непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

     Есть основания считать, что у детей, склонных к такой тревоге, предстоящий экзамен затрагивает более глубокие личностные проблемы, часто скрытые от сознания. Экзамен в этом случае воспринимается не просто как очередная проверка знаний, а проверка на состоятельность, полноценность, на право быть уважаемым в глазах других и в своих собственных глазах. И если есть сомнение, удастся ли соответствовать таким высоким критериям, то появляется паника и отказ от поиска. Страх лишения любви и уважения дорогих людей рождает непродуктивную тревожность.

     Корни подобной тревожности лежат глубоко – в раннем детстве, в раннем опыте неудач. А экзамен (или другая ситуация с неизвестным исходом) провоцирует память об этом опыте и делает его актуальным. Этот сформировавшийся в раннем возрасте барьер не может быть преодолен в процессе простой подготовки к экзаменам (т.к. ребенка тревожит вовсе не это). Дело не в экзамене, а в самоощущениях человека. Опасение выглядеть в своих глазах и в глазах других людей недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубинный процесс не может оборваться просто так, в результате завершения стрессовой ситуации.

     Другая возможная причина непродуктивной тревожности – это избыточная потребность в контроле над ситуацией. Но на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность, возможность появления неконтролируемых нами обстоятельств. Невозможность контролировать ситуацию также может вызвать панику и отказ от поиска. Еще одна причина – боязнь неодобрения. И каждый раз, когда возникает ситуация, в которой тебя надо оценить, усиливается беспокойство.

30 ноября, вторник

Встреча учащихся 10-х классов

30 ноября 2021 года в нашей школе прошла встреча учащихся 10-х классов со специалистом по продажам Брестского филиала РУП "Белтелеком" Гребень Ириной Адамовной и инженером-системотехником Столинского ЦЭС, Пинского ЗУЭС Мироновичем Валерием Ивановичем.

подробнее...
30 ноября, вторник

Улыбка и смех это для всех

27 ноября в школьной библиотеке прошла литературная викторина для учеников третьих классов: «Улыбка и смех это для всех».

подробнее...
29 ноября, понедельник

Неделя правовых знаний

С 22 по 27 ноября в школе прошла Неделя правовых знаний "Ответственность и право", целью которой было повышение уровня правовых знаний учащихся 1-11 классов по профилактике правонарушений и преступлений.

подробнее...
29 ноября, понедельник

Наша школа через 10 лет

В рамках "Школы Активного Гражданина" по тематическому блоку "Я и Школа" 24.11 и 26.11 в 5 А и в 7 Б классах были проведены мероприятия на тему"Наша школа через 10 лет".

подробнее...
28 ноября, воскресенье

Быстрее! Выше! Сильнее!

Олимпийская неделя в нашей школе прошла под девизом: "Быстрее! Выше! Сильнее!". В рамках недели были проведены соревнования по троеборью, спортландии, спортивные игры, а также тематические классные часы.

подробнее...
27 ноября, суббота

В мире загадок

Ребята 1 "Б" класса в шестой школьный день встретились на конкурсе "В мире загадок". Дети отгадывали загадки о растениях, животных, природе.

подробнее...
27 ноября, суббота

Турнир по баскетболу

В рамках шестого школьного дня среди учащихся 5-х классов состоялся турнир по баскетболу.

подробнее...
25 ноября, четверг

Время стать заметным!

В рамках акции " Время стать заметным!" учащиеся 8 "В" класса СШ 2 г.Столина встретились с инспектором ДПС в ОГАИ Столинского РОВД Андреем Витальевичем Гречко.

подробнее...
22 ноября, понедельник

Правовая неделя в школе.

22 ноября правовая неделя в нашей школе была открыта встречей учащихся класса правовой направленности с помощником прокурора Столинского района Басалаем Станиславом Викторовичем.

подробнее...
20 ноября, суббота

Исторический калейдоскоп

Интересно и познавательно прошёл шестой день у учащихся 11 «А» класса. Они подготовили материал и провели информ-дайджест под названием «Исторический калейдоскоп».

подробнее...
20 ноября, суббота

Нескароны талент Міхася Зарэцкага

20 лістапада ў бібліятэцы прайшла бяседа-агляд літаратуры “ Нескароны талент Міхася Зарэцкага”. На мерапрыемстве прысутнічалі вучні 6”Г” класа.

подробнее...
20 ноября, суббота

Это мы не проходили

В рамках "Шестого школьного дня" прошло мероприятие "Это мы не проходили". Эрудит-шоу направлено на всестороннее развитие учащихся, развитие интуиции и языковой догадки.

подробнее...
19 ноября, пятница

Неделя толерантности в школе час общения "Дружат дети всей земли" 2Б

подробнее...
19 ноября, пятница

Классный час "Добро на нашей стороне" (час общения) 1 А

подробнее...
19 ноября, пятница

Что такое толерантность?

5Г 17.11 открытый микрофон "Что такое толерантность?"

подробнее...
18 ноября, четверг

Будь ярким, стань заметным!

Сегодня нашей школе учащимися ИПГ был проведён рейд "Будь ярким, стань заметным!" и беседа " Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать!"

подробнее...
18 ноября, четверг

Безопасный путь в школу!

В школе прошли практически занятия " Безопасный путь в школу!"

подробнее...
17 ноября, среда

Сила толерантности

Неделя толерантности проходит в нашей школе: 1Г Час общения "Добру откроется сердце". 11Б Тренинг " Сила толерантности"

подробнее...
17 ноября, среда

Здоровый город Брестчины без табака

В рамках профилактического проекта "Здоровый город ( посёлок) Брестчины без табака" в школе прошел конкурс рисунков "Столин - здоровый город!"

подробнее...
13 ноября, суббота

Времена, обычаи и нравы

13 ноября 2021г. в рамках 6-го школьного дня с учащимися 10 «Б» класса было проведено мероприятие «Времена, обычаи и нравы» в форме дискуссионных качелей.

подробнее...
12 ноября, пятница

Посвящение в класс правовой направленности

В пятницу, 12 ноября 2021 года, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г.Столина» прошло мероприятие «Посвящение в класс правовой направленности».

подробнее...
11 ноября, четверг

11 Ноября -  Международный день энергосбережения

подробнее...
9 ноября, вторник

Экскурсия "В мастерской у художника"

05.11.2021 учащиеся 5 "Г" класса вместе с классным руководителем Мисюн Т.Ю. посетили художественную галерею Сергея Мисюна.

подробнее...
8 ноября, понедельник

Проект "Мир меняют дети"

подробнее...
4 ноября, четверг

Участие в открытии реконструированного захоронения жертв фашизма.

подробнее...
2 ноября, вторник

Не прожигай свою жизнь!

С 1 по 30 ноября 2021 года на территории Столинского района будет проходить республиканская акция «Не прожигай свою жизнь!» направленная на предупреждение пожаров и гибели людей от них по причине неосторожного обращения с огнем в состоянии алкогольного опьянения.

подробнее...
2 ноября, вторник

Земля – наш дом

30 октября 2021 года в рамках 6-го школьного дня состоялся конкурс «Компьютерный рисунок» по теме «Земля – наш дом».

подробнее...