Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

28 февраля, четверг

Единый день информирования по теме "Почетное звание - защитник Отечества"

В рамках единого дня информирования по теме "Почетное звание - защитник Отечества" для учащихся 8-11 классов 28 февраля 2019 года состоялась встреча учащихся с представителем Военного комиссариата Столинского района Потрубейко Сергеем Александровичем

подробнее...
23 февраля, суббота

Спортивный праздник

В субботу, 23 февраля в рамках недели гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена» в нашей школе традиционно состоялся спортивный праздник с участием родителей одиннадцатиклассников

подробнее...
22 февраля, пятница

Смотр-конкурс строя и песни

22 февраля в рамках недели гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена» в нашей школе состоялся ежегодный традиционный смотр-конкурс строя и песни среди 5-6-х классов

подробнее...
22 февраля, пятница

Турнир по многоборью

В рамках республиканской патриотической акции «К защите Отечества готов» 22 февраля в ГУО «Средняя школа №3 г. Столина» состоялся турнир по многоборью

подробнее...
16 февраля, суббота

Викторина по сказкам братьев Гримм "Путешествие за тридевять земель"

16 февраля в нашей школе прошла викторина по сказкам братьев Гримм "Путешествие за тридевять земель"

подробнее...
11 февраля, понедельник

Интеллектуально-познавательная викторина «Хочу всё знать»

9 февраля 2019 года учащиеся четвёртых классов приняли участие в интеллектуально-познавательной викторине «Хочу всё знать»

подробнее...
11 февраля, понедельник

Интеллектуальная игра

9 февраля в нашей школе состоялась интеллектуальная игра с учащимися 9-х классов

подробнее...
11 февраля, понедельник

Круглый стол "Мир профессий"

9 февраля в нашей школе состоялся круглый стол «Мир профессий» с учащимися 5-х классов

подробнее...
11 февраля, понедельник

Тематический вечер "Мы за безопасность в сети Интернет"

8 февраля в нашей школе состоялся тематический вечер "Мы за безопасность в сети Интернет"

подробнее...
8 февраля, пятница

Пионерский сбор

С целью формирования гражданского самосознания у молодого поколения, воспитания чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, 8 февраля состоялся сбор пионерского отряда «Они сражались за Родину»

подробнее...
5 февраля, вторник

Акция БРСМ

5 февраля активисты первичной организации ОО «БРСМ» государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Столина» провели акцию, посвящённую Всемирному дню борьбы против рака

подробнее...
5 февраля, вторник

Экскурсия в центр безопасности МЧС

4 февраля центр безопасности МЧС посетили учащиеся 6 «Б» класса. Ребят встретил Александр Вячеславович Симончик и с первых слов своего рассказа сумел привлечь внимание детей

подробнее...
4 февраля, понедельник

Вечер встречи выпускников "Это было давно, это было недавно"

2 февраля в школе состоялся вечер встречи выпускников "Это было давно, это было недавно"

подробнее...
4 февраля, понедельник

Викторина «Эрудит»

2 февраля в нашей школе прошла викторина «Эрудит» среди 7-х классов

подробнее...
4 февраля, понедельник

Краеведческая викторина "Мой край"

2 февраля среди учащихся 8-ых классов была проведена краеведческая викторина "Мой край"

подробнее...
4 февраля, понедельник

Вручения молодёжных билетов БРСМ

1 февраля в Столинском ГДК состоялось торжественное мероприятие, посвященное подведению итогов работы Столинской районной организации ОО "БРСМ" в 2018 году

подробнее...