Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 сентября, суббота

Учащиеся 11 «Б» класса посетили Столинский районный краеведческий музей

подробнее...
29 сентября, пятница

1 "В" и 1 "Б" классы, праздник "Посвящение в первоклассники"

подробнее...
29 сентября, пятница

День учителя в ГУО "Средняя школа № 2 г. Столина"

подробнее...
28 сентября, четверг

Диалоговая площадка учащихся 9-11 классов с судьёй Столинского района Насеней Сергеем Николаевичем

подробнее...
23 сентября, суббота

Экскурсия для родителей и законных представителей 6- х классов в школьный историко-краеведческий музей им. С.П. Каплуна

подробнее...
23 сентября, суббота

Интеллектуальный баттл «Встреча поколений»

подробнее...
22 сентября, пятница

Музей имени С.П.Каплуна ГУО "Средняя школа 2г Столина " открыл свои двери для ветеранов учреждений образования Столинского района

подробнее...
19 сентября, вторник

Итоги торжественного мероприятия, посвященного Дню музея

подробнее...
18 сентября, понедельник

ГУО "Средняя школа 2г Столина" празднует День музея

подробнее...
15 сентября, пятница

Велопробег "Стасино- Речица".

подробнее...
15 сентября, пятница

Экскурсия в музее имени С.П.Каплуна для почётных гостей

подробнее...
15 сентября, пятница

Участие в марафоне Мужества "1 регион. Сила в единстве"

подробнее...
14 сентября, четверг

Встреча учащихся класса военно-патриотической направленности с начальником сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью

подробнее...
14 сентября, четверг

Диалоговая площадка "В единстве сила"

подробнее...
14 сентября, четверг

Флешмоб "Танцуем вместе "

подробнее...
12 сентября, вторник

Учащиеся 2Б и 4А классов посетили г.Кобрин

подробнее...
11 сентября, понедельник

В ГУО "Средняя школа 2 г Столина" стартовала неделя Народного единства!

подробнее...
10 сентября, воскресенье

2Б и 4А классы побывали в знаменитой Белой веже г.Каменца

подробнее...
10 сентября, воскресенье

2Б и 4А классы посетили Беловежскую пущу

подробнее...
9 сентября, суббота

Товарищеская встреча по футболу между сборными учащихся 7-х и 8-х классов

подробнее...
7 сентября, четверг

Мастер класс по летнему биатлону для учащихся 1-3 классов

подробнее...
6 сентября, среда

Показательная игра по футболу среди учащихся 8-х классов

подробнее...
6 сентября, среда

Мастер класс по установке палатки учащимися 7 класса для учащихся  4 классов

подробнее...
4 сентября, понедельник

Учебная неделя началась с торжественной линейки

подробнее...
3 сентября, воскресенье

Экскурсия в конноспортивном клубе"Девайс"

подробнее...
2 сентября, суббота

День белорусской письменности и печати

подробнее...
1 сентября, пятница

«Беларусь и Я – диалог мира и созидания»

подробнее...
1 сентября, пятница

День знаний!

подробнее...
1 сентября, пятница

Открыт класс профессиональной военно-патриотической направленности

подробнее...