Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 апреля, вторник

II открытый конкурс вокального творчества "Музычная скарбнiца"

Поздравляем дипломантов и лауреатов II открытого конкурса вокального творчества "Музычная скарбнiца", проходившего в городе Бобруйске на базе ГУО "Бобруйская районная детская школа искусств"

подробнее...
27 апреля, суббота

Интеллектуальная игра «Человек и здоровье»

В соответствии с планом воспитательной работы, в целях формирования навыков здорового образа жизни учащихся, в рамках шестого школьного дня 27.04.2019 года в нашей школе с учащимися восьмых классов проведена интеллектуальная игра «Человек и здоровье»

подробнее...
26 апреля, пятница

Акция "Чернобыль – хрупкий мир вокруг"

26 апреля, в Международный день памяти о чернобыльской катастрофе, в средней школе №2 г.Столина волонтёрами отряда «Доброе сердце» ОО «БРСМ» и волонтёрами отряда «Мы – вместе» БОКК была проведена акция «Чернобыль – хрупкий мир вокруг»

подробнее...
25 апреля, четверг

Единый день информирования: "Беларусь помнит"

25 апреля в нашей школе состоялся единый день информирования для учащихся 8-11 классов «Беларусь помнит». Мероприятие приурочено ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

подробнее...
20 апреля, суббота

Слёт-конкурс юных инспекторов дорожного движения

20 апреля на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Столина» состоялся традиционный слёт-конкурс юных инспекторов дорожного движения

подробнее...
20 апреля, суббота

Неделя леса

Учащиеся школьного лесничества "Росток" приняли участие в республиканской акции "Неделя леса", которая проходила с 13 по 20 апреля 2019 года

подробнее...
20 апреля, суббота

Викторина "День космонавтики"

Интеллектуальная викторина проводилась ко Дню космонавтики для учащихся 7-х классов 20 апреля 2019 года

подробнее...
13 апреля, суббота

Планета знаний

13 апреля прошло мероприятие «Планета знаний», в котором приняли участие ребята 3-х классов

подробнее...
13 апреля, суббота

Устный журнал "Архитектурные памятники Столинщины"

13 апреля в школе для учащихся 11-х классов был представлен устный журнал "Архитектурные памятники Столинщины"

подробнее...
6 апреля, суббота

Игра «Эрудит»

6 апреля для учащихся 5-х классов была проведена игра «Эрудит»

подробнее...
6 апреля, суббота

Квест "В гостях у улыбки"

6 апреля учащиеся 6-х классов приняли участие в квесте «В гостях у улыбки»

подробнее...
6 апреля, суббота

Вечер "Калейдоскоп здоровья"

С целью расширения кругозора о здоровом образе жизни в школе был проведен вечер для учащихся старших классов "Калейдоскоп здоровья"

подробнее...
4 апреля, четверг

Викторина «Секреты здоровья»

4 апреля, в рамках валеологической недели «Будь здоров», среди учащихся 7-х классов была проведена викторина «Секреты здоровья»

подробнее...