Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 ноября, суббота

«Информационные ресурсы общества и информационная культура»

30 ноября 2019г. В библиотеке проводился библиотечный урок «Информационные ресурсы общества и информационная культура». Мероприятие посетили ученики 6 «Б» и 6 «Г» классов.

подробнее...
30 ноября, суббота

"Путешествие с Страну Здоровья"

30 ноября в рамках 6-го школьного дня в школе прошло воспитательное мероприятие "Путешествие с Страну Здоровья" ЗОЖ является обязательной областью знаний для любого человека, так как от знаний зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.

подробнее...
23 ноября, суббота

"Весёлый мир детских произведений"

23 ноября в библиотеке прошло мероприятие "Весёлый мир детских произведений". Посетили мероприятие ученики 3 и 4 классов. Их вниманию была предоставлена выставка-обзор по произведениям Н.Носова и В.Драгуновского

подробнее...
23 ноября, суббота

"Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе"

23 ноября в ГУО «Средняя школа №2 г. Столина» прошел третий день информирования «Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе». В ходе реализации ШАГа 1 «Мы узнаем» ведущие Арсенович Мария и Калевич Дарья познакомили учащихся 10 классов с темой единого дня информирования. также учащимися были просмотрены видеоролики «Мы сделали это вместе – Республиканский научно-практический центр „Мать и дитя“», «Мы сделали это вместе – многопрофильный культурно-спортивный комплекс „Минск-Арена“», «Мы сделали это вместе – Минский железнодорожный вокзал».

подробнее...
23 ноября, суббота

«Быстрый, смелый, ловкий, умелый!»

23 ноября проводились соревнования «Быстрый, смелый, ловкий, умелый!» Среди учащихся 3-х классов. По результатам соревнований 1-е место заняла команда «Читеры» 3А класс, 2-е место «Френк» 3Г класс, 3-е место «Акула» 3В класс.

подробнее...
20 ноября, среда

Подготовка буклетов

20 ноября учащиеся 11 класса подготовили буклеты и коллажи по теме «Правила работы за компьютером», «Как сохранить своё зрение», «Гигиена зрения».

подробнее...
16 ноября, суббота

"Доброе дело два века живет"

16 ноября учащиеся 4-х классов встретились в конкурсной программе "Доброе дело два века живет". К концу встречи ребята посадили сад доброты с необычными деревьями: "Где спряталось добро?", "Поговорим о добре", "Улыбка доброты", "Дерево дружбы", "Добрые слова", "Копилка добрых поступков". В результате учащиеся знания о доброте, её роли в жизни каждого человека, учитель сторону жизненных явлений и поступков, получили опыт работы в группах и массу положительных эмоций.

подробнее...
16 ноября, суббота

Холокост - трагедия, которая не должна повториться

16 ноября среди учащихся 11 классов было проведено мероприятие шестого дня "Холокост - трагедия, которая не должна повториться". Задачей этого мероприятия было познакомить учащихся с малоизвестными страницами истории Холокоста в Столинском районе.

подробнее...
16 ноября, суббота

Тропинками родного края

16 ноября в школе состоялся конкурс-путешествие «Тропинками родного края» среди учащихся 7-х классов. В рамках мероприятия участникам предлагалось несколько конкурсных заданий, с которыми они справились легко и быстро. Команда девочек набрала 28 баллов и выиграла у мальчиков, которые по итогам всех конкурсов набрали 22 балла.

подробнее...
11 ноября, понедельник

О проведении международного дня энергосбережения

На основании письма главного управления по образованию Брестского исполнительного комитета от 31.10.2019 №10/16-36-16 «О международном Дне энергосбережения» с целью привлечения внимания к рациональному использованию ресурсов в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г. Столина 11-12 ноября запланировано проведение следующих мероприятий:

подробнее...
10 ноября, воскресенье

Гала-концерт в Минске

10 ноября 2019 г. учащиеся нашей школы, посещающие факультатив "Основы православной культуры", их родители и учителя побывали в г. Минске, где в рамках духовно-просветительского проекта: "Дни православной культуры" проходил гала-концерт "Хвалите Имя Господне" во Дворце Профсоюзов. В программе концерта звучали духовные песнопения, выступали детские хоры, звучала старинная музыка, с авторскими произведениями выступили члены союза Писателей Беларуси. Незабываемые впечатления увезли ребята от посещения Храмового комплекса в честь Всех Святых, крипты, где хранится память о людях, защищавших нашу родную землю. Увлекательной и познавательной стала экскурсия в Музей Великой Отечественной Войны.

подробнее...
5 ноября, вторник

Экскурсия в налогой инспекции

Во время осенних каникул учащиеся 9 "Б" класса побывали на экскурсии в налоговой инспекции. Колб Тамара Леонидовна рассказала об истории создания налоговых органов. Ребята узнали, зачем собирают налоги и как они расходуются.

подробнее...
5 ноября, вторник

Экскурсия в РОВД

4 и 5 ноября учащиеся 4-ых классов побывали на увлекательной экскурсии в РОВД г.Столина. Ребята узнали о буднях работников милиции, познакомились с историческим прошлым РОВД. Вызвала восторг возможность посидеть в милицейской машине на месте сотрудников и на месте преступников, примерить экипировку сотрудников милиции, поддержать оружие в руках.

подробнее...
5 ноября, вторник

Турнир по баскетболу

5 ноября прошел турнир по баскетболу приуроченный к сорокапятилетию ГУО "Средняя школа №2 г.Столина".

подробнее...
4 ноября, понедельник

Турнир по футболу

С 1 по 4 ноября прошел турнир по футболу между 8-9 и 5-7 классами среди городских школ посвященный сорокапятилетию ГУО "Средняя школа №2 г. Столина"

подробнее...