Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

29 февраля, четверг

Чемпионат Брестской области по интеллектуальным играм среди ювеналов

подробнее...
26 февраля, понедельник

Методическая неделя ««Целеполагание – основной компонент целостной структуры учебного занятия»

подробнее...
26 февраля, понедельник

«Мы – патриоты родного края»

подробнее...
26 февраля, понедельник

Торжественное мероприятие «Мы – патриоты родного края»

подробнее...
24 февраля, суббота

Видеопросмотр "Было герою совсем мало лет"

подробнее...
23 февраля, пятница

Ежегодный смотр-конкурс строя и песни

подробнее...
23 февраля, пятница

Детская шалость с огнем – причина пожаров!

подробнее...
22 февраля, четверг

«Школа активного гражданина». «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)

подробнее...
20 февраля, вторник

Финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по биатлону "Снежный снайпер " на призы Президентского спортивного клуба

подробнее...
19 февраля, понедельник

Неделя безопасности в сети Интернет

подробнее...
19 февраля, понедельник

Неделя астрономии

подробнее...
17 февраля, суббота

Окрытый фестиваль-конкурс "Neoпеснi"

подробнее...
17 февраля, суббота

Спортландия среди учащихся 1-х классов.

подробнее...
17 февраля, суббота

Профориентационная игра «Найди себя»

подробнее...
16 февраля, пятница

Финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер»

подробнее...
15 февраля, четверг

Акция "Свеча Памяти"

подробнее...
15 февраля, четверг

Митинг, посвященный 35-летию вывода советских войск из Афганистана.

подробнее...
12 февраля, понедельник

Акция "Свеча памяти"

подробнее...
10 февраля, суббота

Познавательная игра "В гостях у доктора Неболейкина".

подробнее...
10 февраля, суббота

Интерактивная игра "Хочу всё знать"

подробнее...
8 февраля, четверг

Информационно-профилактическая встреча учащихся 6-9 классов с сотрудниками ОВД Столинского РИК

подробнее...
7 февраля, среда

Спектакль "Жила-была Сыроежка" Полесского драматического театра

подробнее...
3 февраля, суббота

Учащиеся Средней школа № 2 г. Столина приняли участие в первенстве по стрельбе из пневматической винтовки среди первичных организационных структур ДОСААФ района

подробнее...
3 февраля, суббота

"Своя игра" по теме "Мы помним"

подробнее...
3 февраля, суббота

Гульня "Чытаем казку па-беларуску"

подробнее...
3 февраля, суббота

Вечер встречи выпускников!

подробнее...
1 февраля, четверг

Практическое занятие с участием офицера Пограничной  комендатуры "Речица" Пинского пограничного отряда, лейтенанта Жушма Артёма Сергеевича

подробнее...