Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 декабря, суббота

Группа учащихся 1-6 классов ГУО СШ 2 посетили поместье полесского Деда Мороза

подробнее...
28 декабря, четверг

Представление "Сказка под Новый год "

подробнее...
27 декабря, среда

Экскурсия на Столинский ОСВОД

подробнее...
27 декабря, среда

Учащиеся 9- х классов с целью профориентации посетили Столинский аграрно- экономический колледж

подробнее...
27 декабря, среда

В ГУО "Средняя школа №2 г. Столина" проводились новогодние утренники

подробнее...
27 декабря, среда

Учащиеся школы и их родители представили на конкурс поделки, в которые вложили огромное количество душевного тепла

подробнее...
26 декабря, вторник

Руководитель музея провёл экскурсию для учащихся ГУО "Средняя школа № 3 г. Столина" в историко-краеведческом музее им. С.П. Каплуна

подробнее...
23 декабря, суббота

Квест-игра "Путешествие в страну Здоровья"

подробнее...
23 декабря, суббота

Учащиеся кружка " Юный патриот " посетили Столинский районный отдел внутренних дел

подробнее...
23 декабря, суббота

В рамках шестого школьного состоялась экскурсия в Музей С.П.Каплуна

подробнее...
23 декабря, суббота

Беседа: "Новый год-это сказка"

подробнее...
23 декабря, суббота

Интеллектуальная игра "Безопасные зимние каникулы"

подробнее...
22 декабря, пятница

В рамках благотворительной акции "Наши дети" учащиеся с огромной радостью побывали в гостях у ребят класса коррекционно-развивающего обучения

подробнее...
22 декабря, пятница

Выставка работ учащихся, посвященная Году мира и созидания

подробнее...
21 декабря, четверг

«Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»

подробнее...
20 декабря, среда

Турнир по шашкам

подробнее...
17 декабря, воскресенье

Экскурсия в Беловежскую пущу

подробнее...
16 декабря, суббота

Игровая программа "Угадай профессию"

подробнее...
16 декабря, суббота

Акция "Мы лечим книгу"

подробнее...
16 декабря, суббота

Районный этап интеллектуально-развлекательной игры "Пионерский квиз" среди учащихся 5-8 классов

подробнее...
16 декабря, суббота

В учреждении образования проходят районные соревнования по биатлону, лыжному спорту и стрельбе из пневматического оружия "Снежный снайпер-2023"

подробнее...
11 декабря, понедельник

Учащиеся школы были награждены грамотами за лыжный спорт

подробнее...
9 декабря, суббота

Интеллектуальная игра «Знатоки биологии»

подробнее...
9 декабря, суббота

Районный этап интеллектуально-познавательной игры "Октябрятский КВИЗ"

подробнее...
8 декабря, пятница

Профориентационная встреча учащихся 11-х классов с заместителем начальника Столинского РОЧС

подробнее...
4 декабря, понедельник

Неделя начальных классов

подробнее...
2 декабря, суббота

Игра-викторина под названием "Мы за здоровый образ жизни"

подробнее...
1 декабря, пятница

Районное учебно-методическое объединение учителей искусства

подробнее...
1 декабря, пятница

Миротворцы ГУО "Средняя школа № 2 г. Столина"

подробнее...