Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

28 января, суббота

"Читаем всей семьёй".

28 января 2023 года в рамках шестого школьного дня в четвертую субботу месяца (день взаимодействия с семьёй) учащиеся средней школы 2 г. Столина 2"А" и 2" Б" классов вместе с родителями посетили районную детскую библиотеку.

подробнее...
28 января, суббота

Спортландия "Папа, мама, я - спортивная семья"

28 января 2023 года в рамках шестого школьного дня в четвертую субботу месяца (день взаимодействия с семьёй) в средней школе 2 г. Столина состоялась спортландия "Папа, мама, я - спортивная семья" между учащимися 1-х классов и их родителями.

подробнее...
27 января, пятница

Интерактивная лекция «Наркотики и закон»

27.01.2023 в ГУО "Средняя школа 2 г. Столина" состоялась встреча учащихся 7 - 9-х классов с участковым инспектором ИДН ОВД Столинского РИК Оглашевичем Владимиром Ивановичем и помощником прокурора Столинского района Новик Светланой Ивановной.

подробнее...
26 января, четверг

26 января 2023г. «Принцесса Турандот»

26 января 2023г. учащиеся 7 классов вместе со своими педагогами побывали на представлении «Принцесса Турандот» в Полесском драматическом театре.

подробнее...
23 января, понедельник

С 23 января по 27 января в ГУО «Средняя школа №2 г.Столина» проходит Неделя, приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста.

В рамках недели запланированы и проводятся следующие мероприятия: уроки памяти, просмотры и обсуждения фильмов, часы общения, тематические классные часы.

подробнее...
21 января, суббота

21 января 2023 года в рамках 6-го школьного дня среди учащихся 6-ых классов прошла игровая программа "Мир профессий".

Ребята узнали какие разнообразные профессии существуют и, что все они важны. Они осознали, что каждую профессию нужно уважать и ценить.

подробнее...
19 января, четверг

19 января 2023 года в ГУО "Средняя школа №2 г. Столина" прошел Единый день знаний Правил дорожного движения под девизом: "Дорога - не место для зимних забав!"

В рамках акции молодежно-информационная группа учащихся 10-11 классов провела тематические мероприятия среди учащихся школы. Дети показали свои знания по правилам безопасного поведения на дорогах, улицах, перекрестках и т д. На школьной тренировочной площадке полученные теоретические знания учащиеся закрепили практическими навыками.

подробнее...
16 января, понедельник

"Лучший педагог социальный учреждения общего среднего образования"

По итогам заочного районного этапа областного конкурса «Педагог социальный года» в номинации "Лучший педагог социальный учреждения общего среднего образования" на основании приказа от 30.11.2022 №455 Дипломом 1 степени награждена Максимович Татьяна Григорьевна.

подробнее...
14 января, суббота

Внеклассное мероприятие «Мы - за ЗОЖ»

14 января 2023 года в ГУО «Средняя школа №2 г. Столина» среди учащихся 7-х классов состоялось внеклассное мероприятие «Мы - за ЗОЖ».

подробнее...
13 января, пятница

Учитель года Республики Беларусь 2022/2023гг

13 января 2023 года по итогам второго этапа республиканского конкурса "Учитель года Республики Беларусь в 2022-2023 гг." Почетной грамотой отдела по образованию Столинского райсполкома награждена победитель конкурса Березовская Наталия Ивановна, учитель английского языка ГУО"Средняя школа №2 г Столина".

подробнее...
6 января, пятница

Благотворительная акция "От всей души" учащиеся 6- х классов

6 января 2023 года в рамках благотворительной акции "От всей души" учащиеся 6- х классов государственного учреждения образования "Средняя школа №2 г. Столина" поздравили Шабунько Надежду Николаевну с новогодними и рождественскими праздниками.

подробнее...