Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 октября, суббота

Закружила листва золотая

30 октября в библиотеке проводился праздник осенних листочков: «Закружила листва золотая»

подробнее...
28 октября, четверг

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

В рамках реализации проекта Школа Активного Гражданина 28 октября 2021г. в 7 "А" классе был проведён классный час «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» по тематическому блоку «Я и семья».

подробнее...
28 октября, четверг

«Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас- главная ценность»

28 октября 2021 года в Государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г. Столина» проведено мероприятие(час общения) в рамках ШАГ по теме: «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас- главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики).

подробнее...
23 октября, суббота

Влияние алкоголя на живые организмы

23 октября в 8 «Б» классе прошло мероприятие – научная лаборатория «Влияние алкоголя на живые организмы».

подробнее...
18 октября, понедельник

Акция "За безопасность вместе"

По инициативе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в период с 18 по 29 октября 2021 г. в стране проводится республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде «За безопасность вместе».

подробнее...
16 октября, суббота

Мамочка любимая моя

Мама, мамочка! Такое светлое, тёплое имя...Такой добрый, любимый человечек... Мы поздравляем наших мам с праздником! И в качестве поздравления учащиеся 7Б класса 16 октября 2021 года сделали коллаж " Мамочка любимая моя".

подробнее...
16 октября, суббота

«Путешествие в страну дорожных знаков»

16 октября 2021г. в 4 «В» классе проходило внеклассное мероприятие «путешествие в страну дорожных знаков».

подробнее...
14 октября, четверг

Поздравим маму вместе

Первичная профсоюзная организация принимает участие в Республиканской профсоюзной акции «Поздравим маму вместе».

подробнее...
14 октября, четверг

В День матери награждена Грамотой учитель Домнич Жанна Иосифовна.

В День матери награждена Грамотой Брестского областного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки Домнич Жанна Иосифовна.

подробнее...
13 октября, среда

Информационный час "Активный гражданин и его правовая культура".

"Активный гражданин и его правовая культура. Что нужно знать школьникам о государственной системе правовой информации". 5 "Г"

подробнее...
13 октября, среда

Информационный час «Активный гражданин и его правовая культура. Что нужно знать школьникам о государственной системе правовой информации»

Право - неотъемлемая часть нашей жизни.

подробнее...
9 октября, суббота

О малой родине с любовью

09 октября 2021 г. в школьной библиотеке прошел час информации: "О малой родине с любовью".

подробнее...
9 октября, суббота

Осенний букет

9 октября 2021г. в средней школе №2 г.Столина было проведено мероприятие под названием «Осенний букет».

подробнее...
9 октября, суббота

В мире интересного

9 октября проходила игра-викторина «В мире интересного» с учащимися 2-ых классов.

подробнее...
9 октября, суббота

День здоровья

подробнее...
9 октября, суббота

Экскурсия в урочище Стасино

подробнее...
6 октября, среда

Всё о ковиде

Видеоролики "Всё о ковиде"

подробнее...
4 октября, понедельник

Республиканская акция «Молодежь за безопасность»

4 октября стартует республиканская акция «Молодежь за безопасность»

подробнее...
2 октября, суббота

Мероприятие "Интернет: друг или враг?".

2 октября в рамках 6го школьного дня с учащимися 5 "Б" класса было проведено мероприятие "Интернет: друг или враг?".

подробнее...
1 октября, пятница

День учителя в нашей школе

подробнее...