Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

27 сентября, вторник

Правила счастливого человека

В рамках мероприятия для учащихся были созданы условия для осмысления понятия "счастье" по применению к самому себе.

подробнее...
26 сентября, понедельник

Родная мова – мова навукі

Старт творчай акцыі “Чытаем Максіма Танка разам”

подробнее...
26 сентября, понедельник

Літаратура як люстэрка мовы

Выстава-конкурс дзіцячай творчасці “Пад небам сінім”, прысвечаная 140-годдзю з дня нараджэння паэтаў Беларусі Я.Купалы і Я.Коласа

подробнее...
26 сентября, понедельник

За што я люблю родную зямлю

Акцыя пажаданняў роднай краіне “Далучы сваю далонь”

подробнее...
26 сентября, понедельник

Родная мова ў культуры і мастацтве

Гастранамічны фэст “Беларуская кухня”.Прагляд беларускіх мультыплікацыйных і мастацкіх фільмаў

подробнее...
26 сентября, понедельник

Багацце беларускай мовы

На першым паверсе школы быў аформлены інфармацыйны стэнд. Прэзентацыя віншавальных паштовак “Пажаданні роднай мове”

подробнее...
22 сентября, четверг

Як ты дорага мне, мая родная мова

З 16 па 23 верасня ў нашай установе адукацыі прайшоў Тыдзень роднай мовы “Як ты дорага мне, мая родная мова!” На працягу тыдня вучні 1-11 класаў прымалі актыўны ўдзел ва ўсіх мерапрыемствах.

подробнее...
22 сентября, четверг

Единый день безопасности

Учащиеся ГУО"Средняя школа 2 г. Столина" посетили мероприятие в рамках Единого дня безопасности, которое проходило в Городском доме культуры.

подробнее...
22 сентября, четверг

«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»

В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» - Школа Активного гражданина» прошло занятие на тему «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина».

подробнее...
21 сентября, среда

Гастранамiчны фэст "Беларуская кухня"

В рамках недели белорусского языка в ГУО "Средняя школа №2 г. Столина" с учащимися группы продлённого дня 2"А" класса было проведено мероприятие -Гастранамiчны фэст "Беларуская кухня".

подробнее...
19 сентября, понедельник

Марафон “Мова родная - мова модная”

Выкананне беларускіх песень

подробнее...
19 сентября, понедельник

“Сэрцам роднага слова краніся”

Выстава вучэбнай літаратуры па беларускай мове

подробнее...
17 сентября, суббота

Открытие музея имени Степана Павловича Каплуна.

В рамках Года исторической памяти в День народного единства 17 сентября 2022 года в учреждении образования "Средняя школа 2 г Столина" прошло торжественное открытие музея имени С.П.Каплуна.

подробнее...
14 сентября, среда

Мероприятие «Наша сила в единстве»

подробнее...
10 сентября, суббота

Учащиеся 3-х классов приняли участие в игровой программе «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

подробнее...
5 сентября, понедельник

Неделя Спорта и Здоровья

Эта неделя проводилась с 05.09.2022 по 11.09.2022

подробнее...