Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 ноября, вторник

Встреча учащихся 10-х классов

30 ноября 2021 года в нашей школе прошла встреча учащихся 10-х классов со специалистом по продажам Брестского филиала РУП "Белтелеком" Гребень Ириной Адамовной и инженером-системотехником Столинского ЦЭС, Пинского ЗУЭС Мироновичем Валерием Ивановичем.

подробнее...
30 ноября, вторник

Улыбка и смех это для всех

27 ноября в школьной библиотеке прошла литературная викторина для учеников третьих классов: «Улыбка и смех это для всех».

подробнее...
29 ноября, понедельник

Неделя правовых знаний

С 22 по 27 ноября в школе прошла Неделя правовых знаний "Ответственность и право", целью которой было повышение уровня правовых знаний учащихся 1-11 классов по профилактике правонарушений и преступлений.

подробнее...
29 ноября, понедельник

Наша школа через 10 лет

В рамках "Школы Активного Гражданина" по тематическому блоку "Я и Школа" 24.11 и 26.11 в 5 А и в 7 Б классах были проведены мероприятия на тему"Наша школа через 10 лет".

подробнее...
28 ноября, воскресенье

Быстрее! Выше! Сильнее!

Олимпийская неделя в нашей школе прошла под девизом: "Быстрее! Выше! Сильнее!". В рамках недели были проведены соревнования по троеборью, спортландии, спортивные игры, а также тематические классные часы.

подробнее...
27 ноября, суббота

В мире загадок

Ребята 1 "Б" класса в шестой школьный день встретились на конкурсе "В мире загадок". Дети отгадывали загадки о растениях, животных, природе.

подробнее...
27 ноября, суббота

Турнир по баскетболу

В рамках шестого школьного дня среди учащихся 5-х классов состоялся турнир по баскетболу.

подробнее...
25 ноября, четверг

Время стать заметным!

В рамках акции " Время стать заметным!" учащиеся 8 "В" класса СШ 2 г.Столина встретились с инспектором ДПС в ОГАИ Столинского РОВД Андреем Витальевичем Гречко.

подробнее...
22 ноября, понедельник

Правовая неделя в школе.

22 ноября правовая неделя в нашей школе была открыта встречей учащихся класса правовой направленности с помощником прокурора Столинского района Басалаем Станиславом Викторовичем.

подробнее...
20 ноября, суббота

Исторический калейдоскоп

Интересно и познавательно прошёл шестой день у учащихся 11 «А» класса. Они подготовили материал и провели информ-дайджест под названием «Исторический калейдоскоп».

подробнее...
20 ноября, суббота

Нескароны талент Міхася Зарэцкага

20 лістапада ў бібліятэцы прайшла бяседа-агляд літаратуры “ Нескароны талент Міхася Зарэцкага”. На мерапрыемстве прысутнічалі вучні 6”Г” класа.

подробнее...
20 ноября, суббота

Это мы не проходили

В рамках "Шестого школьного дня" прошло мероприятие "Это мы не проходили". Эрудит-шоу направлено на всестороннее развитие учащихся, развитие интуиции и языковой догадки.

подробнее...
19 ноября, пятница

Неделя толерантности в школе час общения "Дружат дети всей земли" 2Б

подробнее...
19 ноября, пятница

Классный час "Добро на нашей стороне" (час общения) 1 А

подробнее...
19 ноября, пятница

Что такое толерантность?

5Г 17.11 открытый микрофон "Что такое толерантность?"

подробнее...
18 ноября, четверг

Будь ярким, стань заметным!

Сегодня нашей школе учащимися ИПГ был проведён рейд "Будь ярким, стань заметным!" и беседа " Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать!"

подробнее...
18 ноября, четверг

Безопасный путь в школу!

В школе прошли практически занятия " Безопасный путь в школу!"

подробнее...
17 ноября, среда

Сила толерантности

Неделя толерантности проходит в нашей школе: 1Г Час общения "Добру откроется сердце". 11Б Тренинг " Сила толерантности"

подробнее...
17 ноября, среда

Здоровый город Брестчины без табака

В рамках профилактического проекта "Здоровый город ( посёлок) Брестчины без табака" в школе прошел конкурс рисунков "Столин - здоровый город!"

подробнее...
13 ноября, суббота

Времена, обычаи и нравы

13 ноября 2021г. в рамках 6-го школьного дня с учащимися 10 «Б» класса было проведено мероприятие «Времена, обычаи и нравы» в форме дискуссионных качелей.

подробнее...
12 ноября, пятница

Посвящение в класс правовой направленности

В пятницу, 12 ноября 2021 года, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г.Столина» прошло мероприятие «Посвящение в класс правовой направленности».

подробнее...
11 ноября, четверг

11 Ноября -  Международный день энергосбережения

подробнее...
9 ноября, вторник

Экскурсия "В мастерской у художника"

05.11.2021 учащиеся 5 "Г" класса вместе с классным руководителем Мисюн Т.Ю. посетили художественную галерею Сергея Мисюна.

подробнее...
8 ноября, понедельник

Проект "Мир меняют дети"

подробнее...
4 ноября, четверг

Участие в открытии реконструированного захоронения жертв фашизма.

подробнее...
2 ноября, вторник

Не прожигай свою жизнь!

С 1 по 30 ноября 2021 года на территории Столинского района будет проходить республиканская акция «Не прожигай свою жизнь!» направленная на предупреждение пожаров и гибели людей от них по причине неосторожного обращения с огнем в состоянии алкогольного опьянения.

подробнее...
2 ноября, вторник

Земля – наш дом

30 октября 2021 года в рамках 6-го школьного дня состоялся конкурс «Компьютерный рисунок» по теме «Земля – наш дом».

подробнее...