Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 октября, среда

Олимпийский урок

30 октября прошел Олимпийский урок в 1 "Г" классе

подробнее...
28 октября, понедельник

Акция "Подвешенная книга"

Учащиеся 7 "Б" класса организовали школьную акцию "Подвешенная книга"

подробнее...
26 октября, суббота

Неделя пионерских дел

В учреждении образования «Средняя школа №2 г.Столина» с 21 октября по 26 октября 2019 года прошла неделя пионерских дел

подробнее...
25 октября, пятница

Хоккейный матч

25 октября учащиеся нашей школы побывали на хоккейном матче "Динамо Минск vs. Динамо Рига"

подробнее...
25 октября, пятница

Мы против правонарушений

25 октября в нашей школе состоялся тематический вечер "Мы против правонарушений"

подробнее...
24 октября, четверг

Единый день информирования: "Я - будущий избиратель"

24 октября в ГУО «Средняя школа №2 г.Столина» прошёл второй день информирования «Я - будущий избиратель»

подробнее...
23 октября, среда

Международный День школьных библиотек

23 октября в нашей школе проходила акция, посвящённая Международному Дню школьных библиотек

подробнее...
19 октября, суббота

Акция "Чистый лес"

19 октября учащиеся 6-х классов, входящие в кружок школьного лесничества "Росток-2", приняли участие в акции "Чистый лес"

подробнее...
19 октября, суббота

Квест-игра «По следам Победы»

19.10.2019 года команда «Огонёк» приняла участие в районном этапе республиканской квест-игры «По следам Победы» на базе Столинского районного центра детского творчества

подробнее...
19 октября, суббота

Осенний кросс

19 октября на школьном стадионе проходило спортивное мероприятие "Осенний кросс" среди учащихся 11-х классов

подробнее...
19 октября, суббота

Брейн-ринг "Энергетический марафон"

19 октября состоялся брейн-ринг под названием "Энергетический марафон", посвященный теме энергосбережения

подробнее...
19 октября, суббота

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

19 октября, в рамках шестого школьного дня, среди учащихся 2-х классов проводилась интеллектуальная игра "Умники и умницы"

подробнее...
18 октября, пятница

Акция "Чистый лес"

18 октября учащиеся 8-х классов, входящие в кружок школьного лесничества "Росток-1" приняли участие в акции "Чистый лес"

подробнее...
14 октября, понедельник

Мама - это самое прекрасное слово

Мама - это самое прекрасное слово, синоним спасения, опоры, надежды и помощи, а также любви, счастья и благодарности. Ребята 5 "В" класса заранее с теплом и любовью подготовили открытки для своих дорогих мам

подробнее...
13 октября, воскресенье

EdCamp Belarus 2019

12-13 октября в Минске отгремела третья Не конференция EdCamp Belarus 2019. Команда учащихся нашей школы приняла в ней участие и провела мастер-класс "Быть или не быть школьному телевидению?"

подробнее...
12 октября, суббота

Литературная гостиная

12 октября в библиотеке прошла литературная гостиная, посвященная 205-летию писателя М.Ю. Лермонтова

подробнее...
12 октября, суббота

День здоровья

"В здоровом теле - здоровый дух!". Под таким девизом в нашей школе 12 октября прошел день здоровья

подробнее...
12 октября, суббота

Пресс-конференция «Курение: за и против»

В субботу, 12 октября, среди учащихся 8-х классов прошла пресс-конференция «Курение: за и против». Учащиеся активно принимали участие в обсуждении вопроса курения

подробнее...
11 октября, пятница

Тематический вечер "Спасибо женщине, чье имя мать"

Традиционно, во всех школах Беларуси вторая неделя октября посвящена Матери. И в нашей школе прошел интересный и яркий тематический вечер "Спасибо женщине, чье имя мать"

подробнее...
5 октября, суббота

Математический турнир

5 октября в школе прошла викторина "Математический турнир", в которой участвовали три команды учащихся 7-ых классов

подробнее...
5 октября, суббота

Мой домашний дружок

5 октября в библиотеке прошло мероприятие "Мой домашний дружок", на нем присутствовали ученики 3 "А" класса

подробнее...
4 октября, пятница

Концерт "Ты в памяти людской, учитель!"

4 октября состоялся концерт "Ты в памяти людской, учитель!", посвященный Дню учителя. Программу концерта подготовили учащиеся 9 "А" класса со своим классным руководителем Калевич Т.Б.

подробнее...