Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

26 июня, среда

Прощай, лагерь

26 июня в лагере прошёл тематический день «Прощай, лагерь»

подробнее...
25 июня, вторник

Праздничная программа «Ты меня не забывай»

25 июня состоялась праздничная программа «Ты меня не забывай», посвящённая закрытию лагерной смены

подробнее...
21 июня, пятница

Весёлый калейдоскоп

В пятницу 21 июня в нашем лагере состоялась дискотека «Весёлый калейдоскоп»

подробнее...
20 июня, четверг

Виртуальная экскурсия

20 июня воспитанники отрядов были приглашены на виртуальную экскурсию «Величественные и загадочные замки Беларуси»

подробнее...
19 июня, среда

Концерт «С днём рождения»

19 июня в лагере состоялся праздничный концерт «С днём рождения», посвящённый Дню именинника в лагере

подробнее...
18 июня, вторник

Мастерская весёлых затей

18 июня в лагере работала мастерская весёлых затей

подробнее...
17 июня, понедельник

«Мельница моды-2019»

17 июня в лагере состоялся конкурс модельеров «Мельница моды-2019».

подробнее...
13 июня, четверг

Игра "Кухня нашей Родины"

13 июня в летнем лагере «Искра» прошла интерактивная игра «Кухня нашей Родины»

подробнее...
11 июня, вторник

Программа "Славянский базар"

11 июня в лагере состоялась концертная программа «Славянский базар»

подробнее...
11 июня, вторник

Квест «Вперёд и только вперёд»

11 июня в нашем лагере состоялся квест «Вперёд и только вперёд»

подробнее...
10 июня, понедельник

Программа «Час весёлых испытаний»

10 июня в лагере «Искра» проходила конкурсная программа «Час весёлых испытаний»

подробнее...
7 июня, пятница

Конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасёт мир»

7 июня а лагере в рамках дня добрых дел состоялся конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасёт мир»

подробнее...
6 июня, четверг

Спортивный час

В нашем лагере утренняя зарядка проходит весело. Ребята с нетерпением ждут своего инструктора по физической культуре и с удовольствием занимаются

подробнее...
5 июня, среда

Торжественное открытие лагеря «Искра»

5 июня состоялось торжественное открытие лагеря «Искра». На праздничном концерте «Ключ от лета» выступали воспитанники отрядов

подробнее...
5 июня, среда

Встреча с врачом-валеологом

5 июня в лагере «Искра» прошла встреча воспитанников лагеря с врачом-валеологом УЗ «Столинская ЦРБ» Корчевским Григорием Ивановичем

подробнее...