Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

28 сентября, суббота

Неделя спорта и здоровья

В ходе республиканского спортивно-массового мероприятия «Неделя спорта и здоровья» в ГУО "Средняя школа №2 г.Столина" были запланированы и проведены в период с 23 по 28 сентября 2019 года следующие мероприятия

подробнее...
28 сентября, суббота

Эти забавные животные

28 сентября в школе прошло мероприятие «Эти забавные животные». В ходе мероприятия учащимся была рассказана захватывающая и необычная информация о диких животных

подробнее...
28 сентября, суббота

Все обо всем

28 сентября с учащимися 6 классов была проведена викторина «Все обо всем»

подробнее...
28 сентября, суббота

Турнир по настольному теннису

28 сентября в нашей школе состоялся турнир по настольному теннису среди учащихся 9-х классов

подробнее...
28 сентября, суббота

Осенняя карусель

28.09.2019 года учащиеся первых классов приняли участие в познавательной викторине и конкурсе рисунков «Осенняя карусель»

подробнее...
27 сентября, пятница

Тематический вечер "Большой секрет для маленькой компании"

27 сентября в нашей школе прошел тематический вечер "Большой секрет для маленькой компании"

подробнее...
27 сентября, пятница

Посвящение в учащиеся

В последние дни сентября первоклассники приняли участие в празднике «Посвящение в учащиеся»

подробнее...
26 сентября, четверг

Единый день информирования: «Беларусь – страна ярких спортивных побед»

26 сентября в учреждении образования состоялся единый день информирования в рамках параллели без приглашённой персоны в форме «Ток-шоу» для учащихся 11-х классов. Тема единого дня информирования - «Беларусь – страна ярких спортивных побед»

подробнее...
21 сентября, суббота

Самые интересные книги в мире

21 сентября в библиотеке прошла медиапрезентация и викторина "Самые интересные книги в мире"

подробнее...
21 сентября, суббота

Аукцион головоломок

В субботу прошло мероприятие «Аукцион головоломок». Ребята с удовольствием выполняли различные задания и конкурсы

подробнее...
21 сентября, суббота

Осенние посиделки

21 сентября в рамках шестого школьного дня для пятиклассников проводилась конкурсная программа "Осенние посиделки"

подробнее...
21 сентября, суббота

Соревнования в ФСК "Аквамарин"

21 сентября в ФСК "Аквамарин" состоялся I этап массовых соревнований среди учащихся младшего школьного возраста

подробнее...
20 сентября, пятница

Посвящение в старшеклассники

20 сентября в нашей школе состоялся вечер "Посвящение в старшеклассники"

подробнее...
14 сентября, суббота

Интеллект-шоу "Чудеса родного края"

14 сентября среди учащихся 4-х классов прошло увлекательное интеллект-шоу "Чудеса родного края"

подробнее...
14 сентября, суббота

День здоровья

14 сентября в школе состоялся праздник здоровья, молодости, надежды

подробнее...
14 сентября, суббота

Интеллектуальный поединок «Знания – сила»

В субботу, 14 сентября, среди учащихся 8-х классов состоялся интеллектуальный поединок «Знания – сила»

подробнее...
7 сентября, суббота

Викторина "В гостях у сказки"

В субботу, 7 сентября, среди 3-х классов нашей школы проходила викторина «В гостях у сказки»

подробнее...
7 сентября, суббота

Соревнования по футболу

В субботу, 7 сентября, между учащимися нашей школы прошли соревнования по футболу

подробнее...
2 сентября, понедельник

Единый республиканский день безопасности

В рамках Единого республиканского дня безопасности в средней школе №2 г. Столина были проведены беседы с учащимися и их родителями по вопросу обеспечения безопасности здоровья и жизни детей во время занятий и досуга

подробнее...
2 сентября, понедельник

День знаний

Традиционно в средней школе №2 г.Столина прошла торжественная линейка «Здравствуй, школа», посвящённая дню знаний

подробнее...