Проблемы адаптации и дезадаптации

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ

          Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

- ориентировочную фазу (2-3 недели);

- неустойчивое приспособление (2-3 недели);

- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

          На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

          Социальная адаптация предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Из описания выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить три основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физическое проявление стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать по таблице:

Компоненты адаптации

Критерии

Показатели

Когнитивный

Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе

Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный

Самооценка, уровень притязаний

Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний

Поведенческий

Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми

Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

 

          Признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий, адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками, установившийся контакт.

Выделяют три уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе.

Уровень адаптации

Характеристика ученика

Низкий

Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам

Средний

Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками

Высокий

Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

          Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

          Успешность адаптации к школе зависит также от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации:

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. Но многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Результаты исследований показали следующее:

- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

          Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка. Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций.

 

Подготовила

педагог-психолог

Кобринет Т.С.

30 марта, суббота

Поздравляем победителей

30 марта 2019 года на базе ГУО "Детская школа искусств г.Ивацевичи" проходил II Международный конкурс исполнительских искусств "Весенний звездопад"

подробнее...
29 марта, пятница

Экскурсия в город Пинск

29 марта группа учащихся 6-10-х классов со своими педагогами побывали на экскурсии в городе Пинске

подробнее...
29 марта, пятница

Акция "Чистый лес"

29 марта учащиеся школьного объединения "Росток-1" участвовали в акции "Чистый лес"

подробнее...
29 марта, пятница

Неделя финансовой грамотности

С 20 марта по 31 марта в ГУО «Средняя школа №2 г.Столина» прошла неделя финансовой грамотности

подробнее...
27 марта, среда

Экскурсия в д.Городная

27 марта учащиеся 3-х классов побывали на экскурсии в д.Городная. Ребята посетили Центр Гончарства и Дом-музей гончара

подробнее...
26 марта, вторник

Экскурсия в РОВД

26 марта отдел внутренних дел Столинского райисполкома посетили учащиеся 6 "Б" класса ГУО "Средняя школа №2 г.Столина"

подробнее...
24 марта, воскресенье

Всемирный день борьбы с туберкулезом

Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 24 марта проводится Всемирный день борьбы с туберкулезом

подробнее...
23 марта, суббота

Путешествие по тропинкам весны

23 марта с учащимися 4-х классов провели внеклассное мероприятие "Путешествие по тропинкам весны"

подробнее...
22 марта, пятница

Акция "Посади дерево"

В рамках акции «Посади дерево» 22 марта на территории учреждения образования «Средняя школа №2 г. Столина» волонтёрами было посажено 10 деревьев

подробнее...
21 марта, четверг

25 лет Конституции Республики Беларусь

21 марта в нашей школе состоялась встреча учащихся 8-11-х классов с заместителем начальника управления по труду, занятости и социальной защите Кулинченко Дмитрием Петровичем. Встреча состоялась в рамках проекта «Школа Активного Гражданина»

подробнее...
20 марта, среда

Что такое настоящая дружба?

20 марта в 4 «Б» классе был проведен открытый классный час «Что такое настоящая дружба?», целью которого было воспитание у детей доброты, умения дружить и бережно относиться друг к другу

подробнее...
20 марта, среда

В нашей дружбе - великая сила

20 марта в 4 "А" классе проходило воспитательное мероприятие "В нашей дружбе - великая сила". Цель этого мероприятия: развитие доброжелательных отношений в коллективе

подробнее...
16 марта, суббота

Викторина "Что за прелесть эти сказки"

16 марта среди учащихся 3-х классов проводилась викторина "Что за прелесть эти сказки"

подробнее...
15 марта, пятница

Поздравляем победителей

15 марта 2019 года на базе ГУО "Гимназия №4 г.Бреста" прошел IX открытый фестиваль-конкурс юных пианистов "Cantabile"

подробнее...
15 марта, пятница

Я – гражданин Республики Беларусь

15 марта в актовом зале школы состоялся праздник «Я – гражданин Республики Беларусь», посвящённый 25-летию празднования Дня Конституции Республики Беларусь

подробнее...
13 марта, среда

XVIII фестиваль Брестской лиги КВН

13 марта в городе Бресте прошел XVIII фестиваль Брестской лиги КВН, участие в котором приняла 21 команда

подробнее...
2 марта, суббота

V Республиканский смотр-конкурс детского творчества "Здравствуй, мир!"

2 марта 2019 года на базе УО "Брестский государственный областной центр молодежного творчества" проходил областной этап V Республиканского смотра-конкурса детского творчества "Здравствуй, мир!"

подробнее...
2 марта, суббота

Викторина «А ну-ка, девушки»

В субботу 2 марта учащиеся 5-ых классов приняли участие в викторине «А ну-ка, девушки»

подробнее...